«Сокровища императорских резиденций. Царское Село»
Масштабный выставочный проект представит не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и коллекции, которые хранятся в запасниках музея. В экспозиции будут представлены уникальная авторская мебель, украшенная драгоценными камнями и металлами, редчайшими сортами дерева; драгоценные предметы из знаменитой Янтарной комнаты, коллекции фарфора и стекла — произведения, созданные на русских императорских заводах и привезенные из-за рубежа, среди которых работы знаменитого Э. Галле, а также та часть знаменитого ювелирного Нарышкинского клада, которая ранее не показывалась в Москве.
Значительная часть выставки продемонстрирует личные вещи русских императоров и императриц (костюм, аксессуары, оружие, предметы ежедневного и парадного обихода), портретную живопись (например, знаменитый портрет Петра I работы И.Н. Никитина, портрет Елизаветы Петровны кисти В. Эриксена); произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции «Царского Села» («Сибилла Либийская» Гверчинно и «Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом» Н. Берреттони XVII в., ряд пейзажных работ XVII-ХХ вв., принадлежащих творчеству П. Поттера, Я.-Ф. Хаккерта, К. Лабруцци, Айвазовского И.К., Бельского А.И.)
Особая коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII — начала XVIII в.: шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979-2003 гг. Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря, сформировавшаяся в резиденции за полтора столетия существования Янтарной комнаты, была вывезена в эвакуацию и сохранилась. На выставке посетители получат редкую возможность увидеть шедевры этого собрания, которые обычно находятся в фондах музея.
Один из разделов выставки включает произведения ювелирного искусства XVIII — начала ХХ в., в том числе, созданные фирмой Фаберже, в мастерских П. Овчинникова и И. Хлебникова.
Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, декоративной пластикой и сервизами. Один из них, названный «Рафаэлевский», является персональным заказом Александра III специально для Царского Села (1883 г.). В основе его художественного решения лежит переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, осуществленных великим Рафаэлем Санти и его учениками.
Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание восточного искусства — лаки, шелка, изделия из камня, расписной китайский и японский фарфор XVII-XIX вв.
Одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей находится в «Царском Селе». Впервые в Москву для участия в выставке будут отправлены детские коляска и беговые сани, а также сани для взрослых, украшенные золочением и обитые парчой.
Специальный раздел выставки посвящен русским военным мундирам, представленным в музейном собрании во всем многообразии. Наряду с мундирами императоров и великих князей в коллекции хранятся детские мундиры царственных наследников и дамское мундирное платье императриц и великих княжон. Одно из них — шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка, выполненное из бархата с отделкой из золоченого галуна, вошло в состав выставки.
Живописный ряд выставки украсят два полотна работы знаменитого Карла Брюллова. Одно из них, заключенное в драгоценную раму, — «Святая царица Александра, возносящаяся на небо» является иконой — портретом великой княгини Александры Николаевны, рано ушедшей любимой дочери императора Николая I. Другое — «Дафнис и Хлоя» демонстрирует малоизвестную грань творчества К.П. Брюллова и представляет реализацию его таланта в мифологическом жанре живописи, тема которого сфокусировна на сюжете древнегреческого пасторального романа. Это произведение не вошло в монографические экспозиции недавнего времени и будет впервые показано в Москве в Историческом музее.
Кроме того, внимание посетителей, несомненно, привлечет большое полотно «Царскосельская карусель» французского художника О. Верне, запечатлевшего знаменитый праздник, состоявшийся в резиденции в связи с 25-летием бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Несколько полотен, представленных на выставке, объединяются авторами итальянского происхождения, создававшими произведения на библейские сюжеты. Среди них «Мадонна, читающая книгу» рубежа XVI-XVII вв. Ф. Барроччи, считавшегося выдающимся рисовальщиком и колористом эпохи позднего маньеризма, опыт которого был воспринят великим П. Рубенсом.
Пространство выставки также украсят «золотые» Доспехи Радостного и «черные» Печального рыцарей — персонажей траурных императорских процессий, прежде не экспонировавшиеся в Москве и в недавнее время покинувшие реставрационные мастерские.
В оформлении использованы акварельные портреты из собрания Исторического музея.
В наборе 24 открытки формата А4. На обороте каждой открытки имеется информация к оригинальному портрету.
Репродукции упакованы в картонную обложку.
Состав:
- 72 игровых карточки;
- Лист с аннотациями к картинкам;
- Правила.
В набор входит три магнита с изображениями из французских журналов мод XIX в.
В оформлении серии магнитов с использованы изображения из французских журналов мод XIX в.