Информация для посетителей
Изменения в режиме работы Покровского собора
14 августа собор будет открыт для посетителей с 10:00 до 16:00, 15 августа - с 13:00 до 19:00
Подробнее
Специальный температурный режим
В залах Исторического музея установлен специальный температурный режим: 18-20 °C. Просим вас учитывать это при посещении музея
Опрос о качестве работы музея
Просим вас пройти опрос о качестве работы музея. Ваше мнение поможет нам стать лучше!
Пройти опрос

«Николай I. Идеальный самодержец»

17 сентября 2025 — 22 июня 2026
Место проведения
Исторический музей. Зал № 36
Красная площадь, дом 1
Посмотреть на карте
Режим работы выставки
17 сентября 2025 года — 22 июня 2026 года
Посещение выставки — по входному билету в Исторический музей
Касса и вход в музей закрываются за 1 час до окончания работы музея
В Государственном историческом музее открывается выставка «Николай I. Идеальный самодержец», посвященная 200-летию вступления на престол монарха, чей образ столь же многогранен и противоречив, как и эпоха его правления. Мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему правлению Николая I: «Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия». Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно: «николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике.

В царствование Николая I последовательно был создан десяток секретных комитетов для обсуждения реформы положения крестьян; была запрещена варварская система продажи крестьян без земли. Но решиться на отмену крепостного права «неустрашимый рыцарь самодержавия» так и не смог, оставив решение крестьянского вопроса сыну Александру.

Николай I ввел жесточайшую цензуру, но сам выступил против запрета публикации «Ревизора» Н.В.Гоголя; объявил «крестовый поход» против взяточничества и коррупции, прямо давая понять чиновникам, что знает «не только их дела, но и их проделки».

Одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Николай Павлович, великолепный инженер по образованию, лично контролировал железнодорожное строительство в стране, понимая сколь важно развивать транспортное сообщение внутри огромной державы. Зимой 1842 года был подписан царский указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва протяженностью 650 км. При строительстве дороги по личному распоряжению императора была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра - больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Через сто лет ширина “русской колеи” сильно затруднит снабжение немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве.

У Николая I была большая и дружная семья, обожаемая супруга – прусская принцесса Шарлотта, в православии нареченная Александрой Федоровной. Их брачный союз не был лишен испытаний, но супруги до конца дней сумели пронести искренние чувства любви и уважения друг к другу. «Вот источник моего счастия: жена и дети» - любил повторять Николай Павлович.

«К себе самому император Николай I был в высшей степени строг, вёл жизнь самую воздержанную, ел всегда мало, большей частью овощи, ничего не пил, кроме воды, разве иногда рюмку вина, никогда не курил, но и не любил, чтобы другие курили. Прохаживался два раза в день пешком обязательно - рано утром перед завтраком и занятиями и после обеда, днём никогда не отдыхал»
Баронесса Мария Фредерикc

В экспозиции будет представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. Особый интерес представляет коллекция военной униформы, портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А.Х. Бенкендорфа, С.С. Уварова, М.М. Сперанского, И.Ф. Паскевича. Известно, что Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке будет представлен автопортрет Николая I и картина его любимого художника-баталиста А.И. Ладюрнера. Интересно, что основой для картины Ладюрнера, запечатлевшей подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 г., стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий - императором Николаем I.

На выставке будут представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки — а также из частной коллекции А.Г. Егорова.

К выставке подготовлено издание «Николай I. Рыцарь империи», автор которого известный историк Ольга Эдельман исследует образ императора, причины и мотивы его политических и экономических деяний.

Междуцарствие 1825 года
О «детях 12-го года»
Поделиться выставкой
Издания к выставке
Николай I. Рыцарь империи.
Правление Николая I долгое время оценивалось исследователями довольно однозначно и часто негативно. Трагические обстоятельства вступления на престол оказали влияние на всю деятельность императора, получившего впоследствии незаслуженное прозвище "Палкин" за любовь к военной муштре и тяжелый характер. Историк О.В. Эдельман раскрывает читателю совсем иные стороны неоднозначной личности Николая I, где он предстает как заботливый семьянин, преданный друг, тонкий проницательный политик, горячо любивший свою страну. Книга позволяет понять причины и мотивы политических и экономических деяний «последнего рыцаря империи», как называли его современники.
Издание адресовано широкому кругу читателей.
Каталог «Николай и Александра. Любви и грез волшебный мир»
Каталог выставки “Петергоф. Сокровища российской императрицы”,  посвященной поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции. Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
Русские императрицы. Не тень державного супруга
Долгие годы русские императрицы находились в тени своих державных супругов. Они интересовали общество только потому, что обеспечивали российский престол сыновьями-наследниками и исподволь оказывали давление на мужей. А ведь все они были незаурядными личностями, одаренными и образованными. Их абсолютная любовь и вера, мудрость и терпение смягчали и уравновешивали жесткость бескомпромиссных монархов. Мужественно снося удары судьбы или предательства, они не ожесточились, сохранили силу духа, искренне полюбили Россию и очень старались стать ей полезными. Дневники и письма российских императриц, их мужей и приближенных, великолепные портреты, гравюры, а также уникальные фотографии раскрывают внутренний мир этих незаурядных женщин, давая возможность понять их мысли, чувства и мотивы поступков.
Партнеры выставки
Партнеры:
Генеральный информационный партнер:
Информационные партнеры:
Коммуникационный партнер: