Паперть. Вход
Пространство, окружающее церковь святого Василия Блаженного, соединяет её с помещениями подклета — нижнего яруса Покровского собора. Оформленный сводчатым крыльцом XVII века вход на паперть является основным входом в музей. Столбы крыльца украшены разноцветными изразцами. Между боковыми опорами расположены сдвоенные арки, соединённые белокаменной гирькой.
Внутри стены паперти покрыты масляной росписью, выполненной к 1905 году — 350–летию начала строительства собора (1555 год) в единой стилистике с церковью Василия Блаженного. Живописные сюжеты посвящены Пресвятой Богородице, так как Покровский собор относится к богородичным храмам. Сочность красок росписи и богатство палитры придают особенную декоративность и нарядность помещениям при входе в церковь Василия Блаженного.
У западной стены паперти расположена архитектурная экспозиция. Она показывает изменения архитектурно–декоративного и живописного облика собора на протяжении XVI—ХХ веков. Наибольший интерес представляет фрагмент внутристенного деревянного бруса от конструкций, заменявших чертежи и помогавших возводить кирпичные стены собора.
На паперти представлены вкладные в Покровский собор хоругви, выполненные к 350–летнему юбилею собора (1905 г.), а также макет собора, изготовленный из папье–маше подмосковными мастерами–игрушечниками в 1920–е гг. Ценный исторический источник наглядно показывает, каким был собор до проведения масштабных реставрационных работ, и как он изменился за прошедшие сто лет.
Наверх
Ризница
Ризница (риза – одеяние, облачение священника; оклад иконы) – помещение для хранения риз и богослужебной утвари. В ризницах хранились святыни, изъятые из ежедневного церковного обихода ввиду их особой ценности: облачения священников, покровы, шитые из дорогих тканей и украшенные узорочьем из золотных и серебряных нитей, напрестольные кресты, богослужебные книги и чудотворные иконы в драгоценных окладах, необходимая при богослужении утварь.
Первоначальное местонахождение сокровищницы Покровского собора остается неизвестным. В конце XVIII в. под ее нужды приспособили нижнюю часть церкви святой Феодосии Девы, которая занимает особое место в строительной истории Покровского собора.
В конце XVII века к храму пристроили придел, который закрыл собой северный фасад церкви Василия Блаженного. Это был характерный для московской архитектуры того времени двухъярусный храм. Для его устройства заложили арочный проем под северо-восточной галереей собора и возвели четверик вдоль церкви Василия Блаженного. Над сводами нижнего четверика был надстроен еще один ярус, в котором размещался придел св. Феодосии Девы. Постройка завершалась восьмериком с барабаном и главкой. Спустя столетие во время ремонта верх церкви Феодосии Девы разобрали, а четверик на втором этаже приспособили под нужды ризницы.
Гордость собрания ризницы Покровского собора – набор для причастия. В него входит серебряный потир, стилизованная надпись на котором гласит о вкладе царя Михаила Федоровича в 1638 году в Покровский собор. Драгоценные вкладные напрестольные кресты и Евангелия свидетельствуют о неизменном, особом отношении к храму, как к одной из самых значимых православных святынь Москвы. Особый интерес представляют иконы XVI в. Полагают, что они происходят из первоначального иконостаса соборной центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Наверх
Внешняя обходная галерея
Внешняя обходная галерея – гульбище (от слова «гулять») – опоясывает Покровский собор. Она опирается на стены подклета и на восемь мощных столбов, расположенных по периметру сооружения.
За долгую историю памятника облик галереи, ее декоративное убранство менялись неоднократно. Изначально галерея с невысоким парапетом была открытой. Ее защищала легкая деревянная скатная кровля.
Арочные входные проемы вели из внешней галереи внутрь собора на площадки между приделами. Стены галереи и площадок покрывала роспись, имитирующая кирпичную кладку.
В 1680 г. произошли существенные изменения в архитектуре Покровского собора. Над низким парапетом гульбища возвели фигурные столбы, а взамен деревянных перекрытий устроили кирпичные своды. Крышу покрыли черепицей зеленого, коричневого и желто-коричневого цветов.
Тогда же галерею украсили орнаментальной «травчатой» росписью. В 1830 – 1840-е гг. гульбище застеклили окнами с частыми переплетами. Это сохранило живописное убранство от разрушительных воздействий окружающей среды и частых поновлений фасадов.
Сегодня внешняя галерея – единственное место в соборе, где можно увидеть подлинную работу мастеров-живописцев XVII в. без позднейшего реставрационного вмешательства.
В 2005 г. старое обветшавшее остекление гульбища и площадок собора заменили на цельные стекла. Это создало иллюзию открытых арок галереи и позволило рассматривать ее живопись как составную часть фасадной росписи собора.
Наверх
Церковь св. Иоанна Блаженного
Церковь была пристроена с юго-восточной стороны Покровского собора после обретения мощей московского юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак 12 июня 1672 г. Иоанн Блаженный (первая половина XVI в. – ок.1589) был похоронен по его просьбе неподалеку от блаженного Василия. Мощи находятся у южной стены придела «под спудом». Их место обозначено ракой начала XX века.
Церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Предполагают, что первоначальным ее посвящением было Положение Ризы Пресвятой Богородицы. В 1916 г. придел переосвятили во имя святого Иоанна Блаженного. Это единственная церковь в мире, прославляющая его имя.
С 1780-х гг. церкви во имя Василия и Иоанна Блаженных составляли единое богослужебное пространство – с этой целью в стенах помещения под церковью Святой Троицы были устроены арки. Богослужения в нижних церквах продолжались до 1929 г. В 1935 г. в ходе реставрации арки заложили, а на северной и западной стенах церкви Иоанна Блаженного восстановили фасадную роспись, имитирующую кирпичную кладку.
Подлинный каркас иконостаса церкви святого Иоанна Блаженного не сохранился. Современная реконструкция выполнена в 2018 г. по фотографии 1935 г. Царские врата и иконы XVII–XIX вв. происходят из прежнего иконостаса, за исключением икон местного ряда: «Спас Вседержитель» (XIX в.), «Богоматерь “Знамение”» (XVII в.).
В интерьер церкви возвращены вериги XVII в., которые, по преданию, принадлежали Иоанну Блаженному и до 1929 г. находились над ракой святого. Две парные великолепные хоругви были выполнены конца XIX в. в мастерской Ф.И. Пекина специально для церкви Иоанна Блаженного. На них представлены изображения Василия и Иоанна Блаженных.
Наверх
Ризница
Паперть
Экспозиция первого яруса воссоздаёт изменения архитектурно-декоративного и живописного облика собора на протяжении XVI-XX веков: фрагменты фасадной росписи, имитирующей кирпичную кладку XVI и «дикий» или бутовый камень конца XVIII-середины XX века, различные типы цоколей собора, белокаменный водослив. Наибольший интерес представляет фрагмент внутристенных деревянных связей – остатки конструкций, заменявших чертежи и помогавших возводить кирпичные стены собра.
Ризница
Наверх
Внутренняя Галерея
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застекленная галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют ее с внутренними переходами.
Центральную цекрковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей.
Во второй половине XVII в. галерею расписали растительным орнаментом. Выполненные темперой пышные цветы символизируют райский сад, образом которого является каждый храм.
Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно поновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Резные кирпичные порталы-входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор внутренней галереи. Южный портал сохранен в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.
В древности на галерею проникал дневной свет из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня ее освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.
Пол галереи выложен из кирпича «в елку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.
Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный прием устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором
в форме кессонов (квадратов), ребра которых выполнены из фигурного кирпича.
На этом участке пол выложен особым узором
в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичнцю кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
На верхней площадке северного крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.
Наверх
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского, память которого отмечается 30 августа (12 сентября н.с.). Великий подвижник прославился миссионерской деятельностью, обращая жителей русского Севера в православие.
В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.
Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «елку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.
Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.
Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы ХVI — начала ХVIII в.
Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста.
Наверх
Крыльцо Южное
На второй этаж собора с северной и южной стороны ведут две белокаменные лестницы в три пролета. В древности северная лестница являлась главным входом в храм.
Первоначально лестницы были открытые. В 1680–е гг. над ними возвели своды на так называемых "ползучих" (дугообразных, наклонных) арках. Арки расположены в два яруса, причем верхние соответствуют по форме нижним.
Изящные боковые арки органично сочетаются со сдвоенными висячими арками верха крылец. Разнообразие арочных форм придает легкость, ажурность, сказочность храму.
Внутри крыльца перекрыты коробовыми сводами, а снаружи завершаются двойными малыми шатрами, которые играют декоративную роль. По форме они повторяют в миниатюре шатер центральной церкви Покрова Богоматери.
Сразу же после возведения крылец их расписали цветочно–травным орнаментом. Они выделили зрительно западный фасад, обращенный в сторону Кремля, подчеркнув особую значимость этой части храма в духовной жизни средневековой Москвы.
Начиная со второй половины ХVI в. в Вербное воскресенье совершался торжественный крестный ход — "шествие на осляти" — из Успенского собора Московского Кремля в Покровский собор.
Участники шествия во главе с царем и патриархом (митрополитом) по нарядному северному крыльцу поднимались в западную церковь Входа Господня в Иерусалим, где совершали богослужение.
На верхней площадке северного крыльца сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.
Внутри на площадки крылец собора можно попасть, пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи. Их своды представляют собой "цветочные ковры", хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
Наверх
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, память которого отмечается
6 (19 н.ст.) ноября. Русский подвижник XII в. особо почитался Василием III и его сыном Иваном Грозным как покровитель царского рода.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богоматери.
Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон ХVI – ХVIII вв. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо.
Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».
Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.
Наверх
Церковь Николы Великорецкого
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».
В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Ее высота — 28м.
Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.
В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. <смотреть>
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя.
Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.
Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.
В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.
В 2005 — 2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Наверх
Колокольня
Колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Сведений о звоннице сохранилось мало. Самое раннее ее изображение на миниатюре Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условное.
Мы видим двухъярусное трехпролетное сооружение с шатровым верхом и большими колоколами в арках. Более точное представление о древней звоннице дает «Годунов чертеж» и так называемый «Кремленоград» план (1595-1600 гг.). Трехъярусная звонница с тремя шатрами стоит к юго-востоку от собора на высоком постаменте, облицованном камнем или кирпичом.
Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая существует и по сей день.
Ее основание — массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.
Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре устроены небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.
Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, возрожден удивительный по своему звучанию колокольный звон Покровского собора.
Наверх
Крыльцо Северное
На второй этаж собора с северной и южной стороны ведут две белокаменные лестницы в три пролета. В древности северная лестница являлась главным входом в храм.
Первоначально лестницы были открытые. В 1680–е гг. над ними возвели своды на так называемых "ползучих" (дугообразных, наклонных) арках. Арки расположены в два яруса, причем верхние соответствуют по форме нижним.
Изящные боковые арки органично сочетаются со сдвоенными висячими арками верха крылец. Разнообразие арочных форм придает легкость, ажурность, сказочность храму.
Внутри крыльца перекрыты коробовыми сводами, а снаружи завершаются двойными малыми шатрами, которые играют декоративную роль. По форме они повторяют в миниатюре шатер центральной церкви Покрова Богоматери.
Сразу же после возведения крылец их расписали цветочно–травным орнаментом. Они выделили зрительно западный фасад, обращенный в сторону Кремля, подчеркнув особую значимость этой части храма в духовной жизни средневековой Москвы.
Начиная со второй половины ХVI в. в Вербное воскресенье совершался торжественный крестный ход — "шествие на осляти" — из Успенского собора Московского Кремля в Покровский собор.
Участники шествия во главе с царем и патриархом (митрополитом) по нарядному северному крыльцу поднимались в западную церковь Входа Господня в Иерусалим, где совершали богослужение.
На верхней площадке северного крыльца сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.
Внутри на площадки крылец собора можно попасть, пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи. Их своды представляют собой "цветочные ковры", хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
Наверх
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.
Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.
Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.
Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.
Наверх
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, который отмечают за неделю до Пасхи и на Руси называют Вербным Воскресеньем.
Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.
Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.
Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.
Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции.
В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» ХVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.
В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма
с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).
Наверх
Церковь Покрова Пресвятой Богоматери
Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 (14 н.ст.) октября 1552 г. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве.
Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение.
В центральную церковь ведут три портала (входа) со стороны внутренней галереи собора. Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены.
В процессе реставрации церкви частично восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" (на северной и западных стенах) и сохранены фрагменты более поздних наслоений — масляная живопись XVIII-XIX вв. (на южной стене).
Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. их расчистили в ходе реставрации. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня (12 июля н.ст.) 1561 г. Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см.
Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. из упразднённого Черниговского собора Московского Кремля. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки.
Наверх
Церковь Киприана и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».
В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей.
Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».
Наверх
Церковь Трёх патриархов Константинопольских
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа (12 сентября н.ст.). Святители жили в разное время (IV-VIII вв.) и прославились тем, что активно противоборствовали действиям еретиков, искажавших учение Церкви.
В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Покрытие главы составляют похожие на лемех ромбики красного и зеленого цветов, напоминая "чешую кедровой шишки, ананаса и артишока", о которых писал восхищенный необычностью глав собора архидиакон Павел Алеппский в середине XVII в.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.
Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.
Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.
Наверх
Церковь св. Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 г. над захоронением св. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого, московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV.
Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты с символами.
На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины, а также небесного патрона первого московского патриарха — Иова Многострадального.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
Иконостас выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова в традиции ярославской школы XVII в. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, подпись которого сохранилась на иконе «Спас на престоле».
В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.
Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.) <смотреть>
Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти св. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.
Наверх
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.
Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м.
В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек.
В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной.
Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу).
Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.
Наверх