История строительства Покровского собора хранит немало тайн. Замысел возведения обетного храма в знак благодарения за одержанную победу над Казанским ханством принадлежал царю Ивану IV. Немаловажную роль в разработке и воплощении идеи сыграл митрополит Макарий. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквах, стоявших на месте Покровского собора. Это порождало немало догадок, версий и легенд. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора в 1555-1561 гг., сохранившегося до наших дней. Сообщая о закладке Покровского собора, летопись, к сожалению, не называет имена его строителей. Они известны по другим, более поздним источникам – это Постник и Барма.
В конце XVI в. собор претерпел первые изменения во внешнем облике – шлемовидные купола были заменены на фигурные.
В 1588 г. состоялась канонизация одного из самых почитаемых московских юродивых Христа ради – Василия Блаженного. Над его захоронением к собору была пристроена церковь.
Икона. Св. Василий Блаженный. Конец XVII - конец XVIII
В 1670 г., во время правления царя Алексея Михайловича Романова, была сооружена шатровая колокольня на месте открытой звонницы.
В 1681-1684 годах первоначальный облик собора был существенно изменен: внешняя галерея была перекрыта кирпичными сводами, над открытыми лестницами возвели крыльца с шатриками, расписали внешнюю и внутреннюю галереи и крыльца. На фасаде была укреплена изразцовая храмозданная роспись, которая была уничтожена во время перекрытия крыши в 1772 г.
В 1780-1784 гг., во время правления Екатерины Великой, был проведен первый капитальный ремонт собора. Его главы стали разноцветными, кирпичные полы были заменены белокаменными. В верхних церквах собора появилась роспись, фасады были расписаны орнаментальной росписью "под дикий камень".
Вступление в Москву наполеоновских войск в 1812 г. стало трагичной страницей в истории храма. Имущество собора было разграблено, помещения подклета использовались как конюшни. Наполеон приказал начальнику артиллерии Ларибуазьеру взорвать собор, однако приказ не был выполнен. Во время пожара были повреждены кровля и главы собора.
В 1817 году началось благоустройство территории вокруг собора. Были снесены деревянные торговые лавки и палатки, площадь выровнена и обнесена с восточной и южной сторон каменной стеной и кованой решеткой. Шатер Покровской церкви покрыли железом. В 1830-1840 гг. была застеклена внешняя галерея, установлены новые иконостасы в нескольких церквах.
Рабус К.И. Вид на Покровский собор и крестный ход от Москворецкой улицы. 1852 г.
К 350-летию начала строительства собора интерьеры церкви Василия Блаженного и ее паперти были созданы в едином стиле.
Революционные события 1917 не обошли стороной и Покровский собор. Во время артиллерийского обстрела Кремля большевиками были повреждены свод и кровля главы церкви Входа Господня в Иерусалим.
История собора в XX в.
В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов – неутомимый исследователь и знаток собора.
В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку героически поддерживал порядок в соборе.
Покровский собор. Общий вид с западной стороны от кремлевской стены. 1920-е гг.
В 1923 г. было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов. Большую роль в его становлении сыграли Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, Д.П. Сухов и его ученик Н.Н. Соболев. Через пять лет, в 1928 г., музей "Покровский собор" стал филиалом Государственного исторического музея. Он сохраняет этот статус и в настоящее время.
В 1930-е гг. "Музей б. Покровский собор (т.н. Василия Блаженного)" строил свою работу по двум направлениям: изыскание и восстановление архитектурных форм памятника XVI в. и вскрытие классовой роли религии на материале данного памятника. В соответствии с этим развернулась активная выставочная деятельность. Специфика музея определяла тематику выставок: важные внутриполитические события, а также борьба с религиозными взглядами и пережитками, которую активно проводил Союз воинствующих безбожников. Всего в довоенное время было организовано 17 выставок.
Продолжалось расширение экспозиционных площадей в отреставрированных помещениях. Вводная часть экспозиции состояла из постоянных выставок: "Покровский собор как памятник архитектурных форм и строительной техники XVI в.", "Казанский поход Ивана Грозного 1552 г.", "Выставка библиографии XVI – XX вв.", "Реставрационные работы".
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.
Годы Великой Отечественной войны – единственный период, когда собор был закрыт. С 1945 г. музей начали восстанавливать и 7 сентября 1947 г., в день 800-летнего юбилея Москвы он вновь распахнул свои двери для посетителей. В послевоенный период наблюдался резкий рост популярности музея.
1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включён в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утверждён в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. В связи с этим возникла необходимость восстановления соборной колокольни, молчавшей долгое время. Работы по воссозданию яруса звона проводились не один год и потребовали усилий целого коллектива музейных сотрудников, специалистов по истории колокольного звона, практикующих звонарей и современных мастеров литейного дела. Нынешнее собрание насчитывает 14 колоколов, отлитых в разное время, с 1547 по 1995 гг. в Москве и Ярославле, во Франции, в Польше, Голландии, Германии.
Покровский собор. Современный вид. 2015 г.
Сегодня в Покровском соборе находится музей, проводятся богослужения и активные реставрационные работы, арт-фестивали, выставки и творческие конкурсы. В 2011 г. была открыта новая постоянная экспозиция музея, построенная по принципам, заложенным предшественниками: в подклете располагается вводная часть, посвященная истории строительства и развития Покровского собора; на верхнем ярусе максимально сохраняются исторические интерьеры, что позволяет посетителям насладиться красотой, созданной руками древних зодчих и живописцев.