Меню

Архитектура и живопись Покровского собора

Архитектура

Архитектура Покровского собора уникальна и неповторима. Несмотря на кажущуюся сложность, здание отличают симметрия и гармоничность.

На мощном основании — подклете — располагается ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей. В единое целое их объединяют две галереи: внутренняя, идущая вокруг центральной церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей. В юго-восточном углу собора расположена шатровая колокольня ХVII в.

С самого начала собор не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение. Впоследствии было изменено количество церквей: в 1588 г. с северо-восточной стороны собора пристроили нижнюю церковь святого Василия Блаженного, а в1672 г. рядом появилась церковь во имя святого Иоанна Блаженного. С пристройкой в XVII в. двух нарядных крылец с белокаменными лестницами выделился западный фасад собора.

Подклет

В древнерусском зодчестве подклет — нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома или храма.

Массивный нижний ярус собора стоит на высоком белокаменном цоколе с фигурным карнизом. До недавнего времени практически весь цоколь был скрыт под землей, что искажало пропорции сооружения. Его открыли в 2000-е годы при благоустройстве территории, после проведения археологических раскопок.

Между цоколем и стенами подклета по всему периметру собора идет орнамент, составленный из чередующихся горизонтальных и вертикальных закругленных кирпичей. Его прерывают лишь поздние пристройки к собору.

Огромные плоскости стен подклета разделены полуколоннами с большими белокаменными дыньками. Вписанные друг в друга многочисленные квадраты и щелевидные окна задают ритмичность кирпичной глади подклета.

В XVI в. снаружи подклет был окружен со всех сторон открытой аркадой, которая придавала легковесность и воздушность всему зданию, скрывая его мощь. Своды аркады поддерживали мощные кирпичные столбы сложной профилировки. Сохранившиеся участки аркады можно увидеть с западной и южной стороны собора.

Подклет служит надежным основанием для девяти церквей верхнего яруса. Он сооружен на неглубоком фундаменте и состоит внутри из сложного лабиринта небольших помещений с мощными стенами — от 1,5 до 3,5 м толщиной.

Круглые и четырехугольные подцерковья и узкие переходы между ними перекрыты коробовыми сводами, возведенными по точным расчетам без поддерживающих столбов. В древности помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши—тайники в нем использовали как хранилища.

Главы

Привычный для всех образ Покровского собора неразрывно связан с его разноцветными фигурными главами-куполами. Но они не всегда выглядели именно так.

Купола с крестами венчают восемь церквей, расположенных вокруг центральной шатровой церкви с маленькой главкой. Еще одна фигурная глава украшает пристроенную позднее к собору церковь Василия Блаженного.

Луковичные главы отличаются друг от друга размером, декором и цветом. Первоначальная их форма неизвестна, так как самые ранние изображения Покровского собора на миниатюрах Лицевого летописного свода (1560-е годы) достаточно условны. Предполагают, что они были шлемовидными.

Древние летописи сообщают о появлении фигурных глав из луженого железа в конце XVI в.: «Во дни благочестивого царя Федора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты...».

Иностранные путешественники с восхищением подчеркивали неповторимую красоту куполов собора, усматривая в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока». Судя по их запискам, главы были расцвечены уже в первой половине XVII в.

Собор неоднократно страдал во время пожаров, и последующие ремонты вносили изменения в его внешний облик. Временами главы становились однотонными: зелеными, покрытыми ярью-медянкой, или белыми, лужеными. Окончательно их сделали полихромными только во время ремонта 1780-х годов.

В 1967–1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10–20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.

Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1 мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 м2.

Пышное разноцветие причудливых глав делает Покровский собор неповторимым и узнаваемым во всем мире.

Шатры

Шатер — многогранное (чаще всего восьмигранное) завершение архитектурного сооружения. Шатровые храмы, колокольни, башни и крыльца сооружали из дерева и камня.

Первые каменные шатровые храмы появились в первой трети ХVI в. в царских усадьбах (Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровой слободе, 1510-е годы; церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.; а затем в центре Москвы (Покровский собор, 1555–1561 гг.; не сохранившаяся церковь Сергия Радонежского в Кремле, 1565 г.).

Сооружение первых шатровых церквей связано с важными государственными событиями. Торжественная архитектура шатровых храмов с их небольшим внутренним пространством, рассчитана прежде всего на внешнее восприятие и носит мемориальный характер.

Шатровое завершение имеет центральная церковь Покровского собора. Она является доминантой в сложной композиции ансамбля собора. Благодаря такому завершению, зодчим удалось выстроить в середине XVI в. самый высокий храм в Москве.

Основанием для шатра служит восьмигранный верхний ярус церкви, который позволяет сделать переход к квадратному в плане ее основанию. На фасаде собора начало шатра отмечено широким белокаменным карнизом в форме восьмиконечной звезды.

Шатер завершается восьмигранным световым барабаном с золоченой главой. Его вытянутые пропорции усиливают резкую динамичность, устремленность вверх силуэта собора.

Шатер составляет единое целое с интерьером, придавая узкому пространству Покровской церкви невероятную высоту. Он сложен из маломерного кирпича. Грани орнаментированы многоцветными вставками из поливных изразцов плоских фигурных и в виде шаров. Ребра украшены золочеными металлическими спиралями, а грани — золочеными железными кольцами.

Шатровые завершения получили пристроенные впоследствии колокольня Покровского собора и крыльца над лестничными всходами, которые ведут в собор. Кирпичные шатры покрыты зеленой городчатой и полихромной гуртовой черепицей. Колокольню венчает глава зеленного цвета, а над шатрами крылец установлены золоченые флюгеры на белокаменных основаниях.

Фасады

Декоративное убранство Покровского собора не перестает поражать наше воображение богатством форм и гармонией. На протяжении веков многочисленные ремонты, перестройки и реставрационные работы вносили определенные изменения и дополнения в первоначальную систему декора.

В середине XVI в. из красного кирпича и белого камня зодчие возвели храм «каменный преудивлен». Его фасады покрыли росписью, имитирующей кирпичную кладку, которая защищала поверхность стен от атмосферного воздействия.

Убранство собора выполнено из кирпича и камня в сочетании с полихромной керамикой. Изначально орнаментика носила преимущественно геометрический характер: тесаные профили, карнизы, пояски, ширинки (заглубленные прямоугольники с профилированным обрамлением), полуколонны, а также фигурные детали в виде шаров, крестов, ромбов и треугольников.

Умело сочетая одинаковые по форме украшения, древние зодчие сделали неповторимой каждую церковь собора. Использование подобных декоративных элементов в различных комбинациях создает целостность и единство образа.

В ХVII в. характер живописного убранства собора изменился. Строгая геометрическая орнаментика была расцвечена: на внешней галерее и крыльцах появилась многоцветная «травчатая» роспись. Тогда же кровли внешней обходной галереи и церкви Василия Блаженного покрыли полихромной поливной черепицей, а шатры крылец и колокольни — зеленой городчатой и разноцветной гуртовой черепицей.

Работы по восстановлению первоначального декора Покровского собора начались в конце ХIХ в. и продолжались целое столетие. Несколько поколений архитекторов и реставраторов изучали историю памятника и возвращали ему былое великолепие.

Кокошники

Верхние ярусы всех церквей собора, за исключением придела святого Иоанна Блаженного, украшены поясками разных по форме и величине кокошников, которые выступают над плоскостью стен.

Барабан четырех малых церквей опирается на три ряда полукруглых кокошников, расположенных «вперебежку», то есть в шахматном порядке. За ними скрываются верхние восьмерики столпов церквей. В каждом ряду восемь кокошников, то есть, только на малых церквях их насчитывается 96. Несмотря на то, что церковь Василия Блаженного пристраивалась к собору впоследствии, у основания ее барабана мастера также выложили один ряд кокошников.

На трех больших церквах насчитывается один ряд полукруглых кокошников у основания барабанов. Внутри каждого кокошника церкви Киприана и Иустины укреплены огромные квадратные белокаменные украшения — картуши.

Полукруглый ряд кокошников на церкви Входа Господня в Иерусалим дополнен небольшими килевидными кокошниками, по два на каждой грани барабана. Внутри нижних кокошников находятся круглые окна, а по контуру они украшены рядами круглых отверстий, образованных горлышками керамических сосудов. Всего на больших церквах сделано 48 кокошников.

Центральная шатровая церковь выделяется в том числе, количеством (120 экз.) и формой кокошников, которые опоясывают ее в нескольких местах. Пышное убранство из 72 кокошников покрывает практически полностью поверхность верхнего восьмерика. Здесь большие и малые полукруглые, а также килевидные элементы. Внутри полукруглых кокошников укреплены полихромные изразцы, а в боковых килевидных — керамические сосуды, горлышки которых образуют ровные круглые отверстия.

Следующие три ряда кокошников обрамляют основание шатра. Два нижних ряда расположены «вперебежку», верхний ряд состоит из одинарных килевидных кокошников. Завершается убранство из кокошников на центральной церкви рядом полукруглых элементов у основания барабана.

На Покровском соборе насчитывается около трехсот кокошников, которые создают особую игру света и тени, придают легкость и нарядность всему сооружению.

Изразцы

В процессе строительства Покровского собора фасады центральной церкви Покрова Пресвятой Богоматери украсили полихромными керамическими изразцами. Многие детали этого древнего убранства дошли до настоящего времени в поздних повторениях.

Изразцовый декор ярко выделяется на фоне кирпичной кладки, благодаря синей, желтой, коричневой и зеленой поливе. Его можно увидеть внутри кокошников верхнего восьмерика, на гранях шатра и барабана этой церкви. Всего для декорирования центральной церкви зодчие использовали более 1000 изразцов. 

Формы отдельных изразцов уникальны: диски, звезды, «языки», а также изразцы в виде наконечников стрел и шаров. Они закреплены в специально сделанных в кирпичной кладке фигурных углублениях с помощью гвоздей.

Изразцы центральной церкви были единственным многоцветным элементом в изначально строгой красно-белой расцветке храма. Этот декор и сейчас восхищает своей яркостью, строгой геометричностью при большом разнообразии форм. Подлинные изразцы можно увидеть не только на стенах собора, но и в экспозиции музея; там же представлены изразцы, которые делали для замены поврежденного декора во время реставрационных работ.

Голосники

Церкви Покровского собора обладают удивительной акустикой. Об этом позаботились зодчие храма, которые при строительстве вмуровали в кирпичные стены керамические сосуды — голосники. Они полностью скрыты в кладке, видны лишь их горлышки, которые образуют на стенах интерьеров круглые отверстия.

Голосники выявлены в семи из девяти церквей второго яруса Покровского собора. Их нет в двух малых церквах во имя святителя Григория Армянского и во имя преподобного Варлаама Хутынского. Число голосников в каждой церкви колеблется от 4 до 32. Всего внутри собора 83 сосуда.

Место расположения сосудов разное. В больших церквах они находятся в верхней части восьмериков, под барабаном. В церкви Николы Великорецкого сосуды есть и в барабане. В центральной церкви они находятся под шатром.

Голосники в каждой церкви различаются по размерам. Самые большие достигают 56 см в высоту, их объем 46 л. Такие голосники вмонтированы в стены центральной церкви. Их изучение показало, что зодчие использовали в качестве голосников обычные белоглиняные кувшины с носиком-сливом и с ручкой, которые древние москвичи использовали в быту.

Необходимость устройства голосниковой системы в Покровском соборе диктовалась в первую очередь столпообразной формой церквей, их значительной высотой при малой площади, очень невыгодной для звука, наличием близко расположенных параллельных стен. По мнению специалистов, голосники работают как системы местного усиления и создают хорошую слышимость во всех точках храма, независимо от положения источника звука.



Живопись

В Покровском соборе сохранилась монументальная и станковая живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четыре с половиной столетия.

Здесь можно увидеть фрески ХVI в., темперные росписи ХVII в., масляную живопись ХVIII — начала ХХ в., а также уникальные памятники русской иконописи.

Основная идея формирования живописного убранства памятника сложилась в ХVII в. Образ виноградной лозы, которая фантастическими цветами процвела на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора как Небесного Града Иерусалима.

Монументальная живопись ХVIII — начала ХХ в. выполнена в стилистике Нового времени, но повторяет сложившуюся ранее программу росписей собора.

Существующее ныне живописное и декоративное убранство собора — это результат исследовательской и реставрационной деятельности нескольких поколений музейных сотрудников и специалистов самого разного профиля.

Фасадные росписи

После завершения строительства Покровского собора его стены были покрыты тонким слоем обмазки и расписаны в технике фрески. Сложенные из кирпича стены воспроизвели в росписи: на них были нарисованы кирпичи с разделкой швов светлыми красками. На ярком фоне красного цвета отчетливо выделялись участки белокаменного декора.

В 1680-х годах отдельные архитектурные детали фасадов, внешнюю галерею и крыльца украсили полихромным цветочно-травным орнаментом, выполненным в технике темперы.

Многочисленные пожары ХVII—ХVIII столетий, следовавшие за ними ремонты и поновления вели к тому, что вид собора все более менялся. В 1780-е годы его расписали в масляной технике, что радикально изменило внешний облик храма.

Новая живопись стилистически отличалась от темперной, но в ней сохранились растительные мотивы, появившиеся в интерьере собора в ХVII в. Стены подклета украсила роспись под «дикий», или бутовый, камень. На фасадах церквей расцвели пышные огромные цветы. Сегодня единственный пример росписи растительного характера XVIII в. — стены открытой галереи вокруг центральной церкви собора.

В 1954 г. началась полномасштабная реставрация монументальной живописи фасадов, во время которой была частично воссоздана изначальная роспись «под кирпич». Эти работы продолжились в 1979–1980-х годах: впервые была воссоздана орнаментальная роспись XVII в. Эти работы стали поистине революционными в деле возвращения первоначального декоративного убранства фасадов. Этот процесс был завершен в начале XXI в.

Благодаря усилиям реставраторов сегодняшнее живописное убранство собора максимально приближено к облику, сложившемуся в конце XVII в.

Фасадные иконы

Самая ранняя из трех фасадных икон Покровского собора выполнена в технике фрески на стене храма в конце XVII в. По преданию, она создана иконописцем Тимофеем Архиповым, жившим во второй половине XVII — первой трети XVIII в. В XIX–XX вв. икону неоднократно поновляли маслом. Образ находится на открытом воздухе более 250 лет.

В центре иконы — поясное изображение Богоматери с младенцем Христом в медальоне. На полях представлены устроители и покровители земли русской. В верхней части иконы изображены Господь Саваоф, Иоанн Предтеча и апостол Петр; по обе стороны от Богоматери на полях — митрополиты московские, Николай Чудотворец, благоверные мученики царевич Димитрий и князья Борис и Глеб. В нижнем ряду иконы святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Пафнутий Боровский, Савватий и Зосима Соловецкие изображены между московскими чудотворцами святыми Василием и Иоанном Блаженными, упокоившихся у стен Покровского собора.

«Знамение» — широко распространенный тип изображения Богоматери с молитвенно поднятыми руками и Христом. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Особую известность на Руси приобрела новгородская икона «Богоматерь Знамение», оказавшая чудесную помощь жителям города во время битвы с суздальцами в 1169 / 1170 году. В память об этом чуде еще в XII в. установлено совершаемое в Русской Православной Церкви празднование в честь иконы Знамение Богородицы. Икона «Знамение» имеет много списков. Общерусскую известность она получила с XIV в. Икону почитают как защитницу и покровительницу града, храма, монашеской обители.

Репликой этого образа стала икона Богоматери «Знамение» со святыми на полях, написанная на доске в 1780-е годы. Первоначально она помещалась над входом в церковь Василия Блаженного. Во время реставрационных работ 1920-х — начала 1930-х годов, когда восстанавливали первоначальный облик собора, икону сняли и сохранили. Сейчас она находится в экспозиции музея.

В 1780-е годы южный фасад колокольни украсили иконой «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». Большемерный образ (3,5×2,45 м) поместили в раму, выполненную в стиле барокко, и позже закрыли медным золоченым окладом.

Представленные на иконе сюжеты отражают символику Покровского собора. В верхней части иконы развернут классический сюжет «Покрова Пресвятой Богородицы». В молении предстоят Василий и Иоанн Блаженные, чьи имена неразрывно связаны с историей собора. В центре иконы — сцена из жития Василия Блаженного «Чудо спасения на море».

Уникальный образ, написанный на доске в технике масляной живописи, находился под открытым небом более 200 лет. В настоящее время на фасаде можно увидеть лепную полихромную раму, внутри которой находится список с иконы, выполненный в 2011 г.; икона и оклад помещены в экспозицию музея в целях сохранности.

Росписи внешней и внутренней галерей

В ХVII в. внешнюю и внутреннюю галереи Покровского собора расписали в темперной технике растительным орнаментом. Мотив пышной виноградной лозы, которая оплетает стены и своды собора, связан с символикой христианского храма и создает образ Райского сада.

Живописное убранство собора неоднократно поновлялось. В ХХ в. реставраторы раскрыли из-под поздних записей темперную роспись и сохранили участки масляной живописи ХVIII и ХIХ вв. Разновременные фрагменты можно увидеть на площадке внешней галереи между церквами Святой Троицы и преподобного Александра Свирского.

Несмотря на стилистические различия разных эпох, в росписи собора отчетливо прослеживается тенденция сохранения растительного орнамента и мотива виноградной лозы.

На стенах галерей чередуются синий, красный и черный цвета на белом фоне. Порталы, арочки, ниши богато украшены геометрическим орнаментом. Сочетание одинаковых по форме, но по-разному расположенных и окрашенных элементов орнамента создает неповторимый художественный образ.

На западном участке внутренней галереи восстановлено древнее живописное убранство — роспись, имитирующая кирпичную кладку и белый камень. Она покрывает стены, портал и плоское кирпичное перекрытие, не имеющее аналогов в отечественной архитектуре.

На внешней обходной галерее, которая в ХVII в. была открытой и составляла единое целое с фасадами собора, раскрыты фрагменты первоначальной росписи. В настоящее время во избежание загрязнения и истончения красочного слоя внешняя галерея закрыта для посещения.

Интерьерные росписи

Монументальная живопись интерьеров Покровского собора удивляет своим многообразием, разноцветием, пышностью замысловатых узоров. Она имеет свою богатую историю. Каждая эпоха, с присущей ей эстетикой, вносила свои стилистические изменения в живописное убранство храма.

Реставраторы бережно сохранили фрагменты разновременной настенной живописи. Это позволяет проследить ее историю на протяжении четырех с половиной веков.

Самые ранние росписи относятся к ХVI в. и выполнены в технике фрески. Они имитируют кирпичную кладку стен. Впоследствии они были скрыты под слоями поздней живописи. В процессе реставрации первоначальную роспись восстановили в церкви преподобного Александра Свирского, на западном участке внутренней галереи и частично — в церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Темперная живопись XVII в. сохранилась на внутренней галерее и широких площадках между церквами. Древние живописцы разнообразили существующую в то время роспись «под кирпич» многоцветным растительным и геометрическим орнаментом.

Интерьеры четырех церквей — Святой Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, преподобного Варлаама Хутынского и Григория Армянского — в результате реставрации 1920–1930-х годов восстановлены как образец архитектурного решения ХVI в. С их стен были удалены поздние масляные слои. Однако реставраторы не выявили под ними остатков первоначальной росписи. Стены этих церквей покрыли слоем известкового набела, как это было и в XVII в., в результате чего ясно читается богатство архитектурных форм и декора.

В интерьерах трех церквей — мучеников Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских, Николы Великорецкого — сохранена и отреставрирована масляная сюжетная живопись ХVIII–ХIХ вв. Росписи этого времени уже стали исторической ценностью и предметом специального изучения.

Наиболее поздние росписи конца XIX — начала XX столетия можно увидеть в церкви святого Василия Блаженного и в примыкающих к ней помещениях. Характерное для того времени возвращение к истокам русской культуры, к историзму проявилось в выборе живописной композиции: стены и своды украшены декором, характерным для русских храмов XVII столетия.

Росписи в церкви святого Василия Блаженного

Церковь святого Василия Блаженного пристроена к собору в 1588 г. Богослужения в ней совершались ежедневно, что требовало частых поновлений икон и живописи. Древние росписи XVI–XIX вв. не сохранились.

Существующая ныне монументальная живопись выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе помещено изображение Спаса Вседержителя, в барабане — праотцев, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты с символами.

На западной стене представлены: храмовый образ «Покров Богоматери», изображение небесного патрона первого московского патриарха Иова Многострадального, а также образы святых покровителей царствующего дома — семьи царя Феодора Иоанновича: Феодора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии и мученицы Ирины. Выбор круга святых связан с тем, что при сыне царя Ивана IV Грозного Феодоре Иоанновиче после канонизации св. Василия Блаженного была построена церковь над его захоронением.

Посвящение храма определило появление в росписи сцен из жития святого Василия Блаженного («Чудо о шубе», «Спасение персидских купцов на море»). Многофигурные сюжетные композиции дополняют растительные росписи и традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец в нижнем ярусе стен.

На стенах и сводах паперти церкви выполнены изображения покровителей престолов верхнего храма святителя Николая Чудотворца, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Здесь последовательно расположено несколько сюжетов, образующих единственный в Покровском соборе полноценный Богородичный цикл. Он начинается с сюжета, именуемого «Похвала Богоматери» над входом в церковь Василия Блаженного. Четыре главных события земной жизни Девы Марии, расположены парными группами симметрично друг напротив друга: Рождество Богоматери и Введение во храм, Благовещение и Рождество Христово. Логичным продолжением программы росписей становится расположенное следующим «Успение Богоматери».

В орнаменте церкви и паперти воплощен образ Райского сада — бесконечной процветшей лозы; он повторяет мотивы росписи ХVII в. на галерее собора. Ансамбль росписей церкви Василия Блаженного и паперти являет собой прекрасный образец монументальной живописи в стиле модерн начала XX в.

Росписи в церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Интерьер центральной церкви Покрова Богоматери демонстрирует различные этапы развития собора и изменения эстетических представлений нескольких эпох. Архитектура ХVI в. органично сочетается с первоначальным живописным убранством и масляной росписью ХVIII—ХIХ вв.

На северной и западной стенах открыта первоначальная роспись ХVI в., имитирующая кирпичную кладку. На южной стене храма сохранены два фрагмента сюжетной масляной живописи, которая появилась в соборе не ранее 1780-х годов. Изображения святых дополняет растительный орнамент. В XIX в. стены церкви неоднократно поновляли.

В верхнем ярусе церкви открыта фресковая роспись ХVI в. Она выполнена красным и черным цветом на белом фоне. Роспись шатра — килевидные кокошники, ленты, обрамляющие оконные проемы, — повторяет формы наружного архитектурного декора.

В роспись шатра включена надпись — так называемая храмозданная летопись, которая относится ко времени возведения собора. Буквы летописи, выполненные черным цветом в технике фрески, расположены под шатром и между оконными проемами.

Долгое время надпись находилась под слоями масляной живописи и лишь в начале 1960-х годов полностью раскрыта реставраторами. Это важнейшее в истории изучения памятника открытие позволило уточнить дату завершения его строительства — 29 июня (12 июля н.ст.) 1561 г.

Текст летописи:

«Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы»