«СВОЯСИ» – это актуальный показ произведений современного русского искусства. Тема выставки в Историческом музее – «Дом как пространство бытия». В её основе лежит осмысление понятия пространства внешнего и пространства внутреннего, определяющее ключевые мировоззренческие установки. В выставке 2025 года принимают участие 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. Каждый автор, прошедший тщательный кураторский отбор, приходит в проект со своим высказыванием, прочными традициями мастерства и подлинно глубоким видением. Все экспонаты либо впервые будут представлены широкой аудитории, либо были специально созданы для этой выставки.
Каждый объект рассказывает личную историю автора, передает непосредственный опыт соприкосновения с традицией. При этом в пространстве экспозиции выставки произведения искусства, помещенные в определенный контекст, приобретают новое значение и становятся ключом к распознаванию общего культурного кода.
В этот раз речь идет о семиотике пространства дома. На Русском Севере дом называли «хоромы», как храм, что говорит о сакральности этого места. Это сосредоточие всего самого ценного для человека..
Пространство дома четко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Изба становится моделью космоса, соответствует представлениям о порядке в противоположность хаосу. Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства избы: «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол»….
Функциональное назначение каждого пространства рассматривается применительно к различным сферам жизни современного человека. Возникающие аналогии выявляют степень актуальной значимости определенных образов..
Сусеки – это закрома, хранилище. В этом разделе экспозиции сосредоточены наиболее архаичные образы, хранящиеся в глубине нашей памяти. Эти образы очень типичны, хорошо узнаваемы, как петушок на палочке или цветастый платок.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом. Это некое промежуточное пространство между домом и улицей. В некоторых регионах его называют мостом прежде всего потому, что это своего рода рубеж, граница между внутренним безопасным местом и внешним миром, полным опасностей. В современной интерпретации он фиксируется в образе замочных скважин.
Горница – главная помещение в доме, где семья собирается за общим столом. Как правило, горница играла роль парадной комнаты и прежде всего связана с темой трапезы: физической и духовной. Экспозиция этого раздела рассказывает о роли хозяина в устройстве и жизнеспособности дома.
Печь – это сердце дома. Именно с этим местом возникает ассоциация, когда говорят о доме как о родительском гнезде. Тепло материнской любви сосредоточено в представлениях о русской печке. Покидание родимого гнезда как метафора утраты связи поколений становится ключевой темой размышлений современных авторов.
Бабий кут – это мир женщины, наполненный красотой, любовью, заботой и бытовыми делами… Здесь проявляется женщина–невеста, женщина–мать, подруга, жена, воительница, хранительница очага и вековых традиций. Актуальные сегодня размышления о роли женщины в обществе, о её предназначении, о её особом чувствовании мира выражаются в ярких и глубоких образах.
Красный угол – наиболее почетное место в доме. Традиционно здесь помещается иконостас, а также самые ценные для хозяев предметы. Это место сакральное, и без него невозможно себе представить жилище. Вероятно, такое место существовало и в дохристианскую пору, когда каменное изваяние или изображение богини Макоши олицетворяли высшие силы.
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация