Информация для посетителей
Акция при оплате через СБП

Кешбэк в размере 20% от стоимости покупки автоматически вернется на банковский счет

Подробнее

Серия «Казаки в Париже в 1814 г.»

31 марта 2024 г. исполняется 210 лет вступления русских войск в Париж.

В Музее Отечественной войны 1812 года до 2 мая можно увидеть редкую серию акварелей «Казаки в Париже»

Победа России над наполеоновской Францией стала ярким продолжением военной славы, завоеванной Петром Великим, Румянцевым и Суворовым, и заложила прочный мощный исторический фундамент для российской идентичности и ментальности на будущие столетия. Эпоха 1812 года стала вершиной военной и национальной гордости нашего государства: Россия одержала верх над величайшим полководцем мира!

19 (31) марта 1814 г. около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем и распущенными знаменами начали входить в Париж через ворота Сен-Дени. В 11 часов утра во главе огромной блестящей свиты (свыше тысячи генералов и офицеров разных наций) на белом коне, некогда подаренном Наполеоном, в Париж въехал российский император Александр I. После торжественного вступления в Париж и парада союзнических войск Александр I обратился к делегации мэров Парижа: «Я люблю французов, признаю среди них одного лишь врага — Наполеона. Лишь отборная часть наших войск вступит в пределы вашего города. Я хочу воздать добром за зло».

Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства. В честь юбилейной памятной даты в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года впервые за долгое время будет представлена знаменитая серия акварелей художника Г.Э. Опица «Казаки в Париже в 1814 году».

Акварели воссоздают образную картину победного окончания войны и передает совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием к мелочам, некий налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, — все это придает акварелям ни с чем не сравнимое очарование.

Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков известна более чем в 40 листах: две работы — в музее Карнавале, одна — в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов попали в Государственный Эрмитаж.

Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема. Видимо, яркость и необычность зрелища военного лагеря в городе была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.

«Важно отметить, что взгляд Опица удивительным образом совпадает с тем, как воспринимали свое пребывание в Париже русские офицеры. Воспоминания, мемуары, литературные эссе эпохи 1812-1814 гг. наполнены радостью по поводу окончания войны, благодарностью за дружественное участие горожан, удивлением перед легкостью общения с ними», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Другие события