31 марта 2024 г. исполняется 210 лет вступления русских войск в Париж.
В Музее Отечественной войны 1812 года до 2 мая можно увидеть редкую
серию акварелей «Казаки в Париже»
Победа России над наполеоновской Францией стала ярким продолжением военной славы, завоеванной Петром Великим,
Румянцевым и Суворовым, и заложила прочный мощный исторический фундамент для российской идентичности
и ментальности на будущие столетия. Эпоха 1812 года стала вершиной военной и национальной гордости
нашего государства: Россия одержала верх над величайшим полководцем мира!
19 (31) марта 1814 г. около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем и распущенными
знаменами начали входить в Париж через ворота Сен-Дени. В 11 часов утра во главе огромной
блестящей свиты (свыше тысячи генералов и офицеров разных наций) на белом коне, некогда подаренном
Наполеоном, в Париж въехал российский император Александр I. После торжественного вступления в Париж
и парада союзнических войск Александр I обратился к делегации мэров Парижа: «Я люблю французов,
признаю среди них одного лишь врага — Наполеона. Лишь отборная часть наших войск вступит в пределы вашего
города. Я хочу воздать добром за зло».
Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства.
В честь юбилейной памятной даты в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года впервые за долгое
время будет представлена знаменитая серия акварелей художника Г.Э. Опица «Казаки в Париже
в 1814 году».
Акварели воссоздают образную картину победного окончания войны и передает совершенно необычную атмосферу,
воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием
к мелочам, некий налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, — все это придает акварелям
ни с чем не сравнимое очарование.
Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков известна более чем в 40 листах: две
работы — в музее Карнавале, одна — в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов
попали в Государственный Эрмитаж.
Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема. Видимо, яркость и необычность зрелища
военного лагеря в городе была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные
события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.
«Важно отметить, что взгляд Опица удивительным образом совпадает с тем, как воспринимали свое пребывание
в Париже русские офицеры. Воспоминания, мемуары, литературные эссе эпохи 1812-1814 гг. наполнены радостью
по поводу окончания войны, благодарностью за дружественное участие горожан, удивлением перед легкостью
общения с ними», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.