Уважаемые посетители! С 27 апреля по 9 мая билеты на постоянные экспозиции и выставки вы можете приобрести только в кассах музея. Планируя визит в музей, просим вас ознакомиться с актуальным графиком работы музейного комплекса.
Меню

«Петергоф. Сокровища российской императрицы»

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» посвящена поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.

Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.

«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII–XIX вв. из Петергофской императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдете по тенистым аллеям парка "Александрия", вдохновитесь романтикой "маленькой Италии", и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.

«Петергоф — всемирно известная парадная резиденция русских императоров, знаменитая фонтанами, шутихами, каскадами, барочно изысканными дворцами. Гораздо менее популярна Александрия. Романтичный парк, связанный с судьбами четырёх поколений Романовых — от Николая I к Николаю II. Огромной романтический парк, выходящий к морю, уютные, камерные дачи-дворцы. Эмоциональный контраст пафосному, золоченому Петергофу. При этом Александрия — комплекс, сохранявший большое количество подлинных, мемориальных вещей династии, а вместе с ним особый дух царской семьи, жившей в атмосфере доверия и взаимности. Петергоф многие годы объединяет с Историческим музеем доброе партнёрство. Мы часто участвовали в выставочных проектах, связаны научными и профессиональными контактами. И вот впервые столь масштабный вояж комплекса вещей, более 400 предметов, связанных с семейной историей Николая Павловича и Александры Федоровны, в стены главного исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике», — говорит Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф».

Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Федоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала ее талисманом.

В политической жизни страны Александра Федоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по ее собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями, тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Федоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О. А. Кипренского, И. А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К. П. Брюллова — Ф. А. Моллера).

Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.

В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции — Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, — «Александрия» с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.

Другие события