Информация для посетителей
Акция при оплате через СБП

Кешбэк в размере 20% от стоимости покупки автоматически вернется на банковский счет

Подробнее

«Экспонат к 150-летию Исторического музея»

Государственный исторический музей основан 9 февраля 1872 года императором Александром II, в феврале 2022 года музею исполнилось 150 лет. Для проекта «Активный гражданин» Исторический музей представляет 6 предметов из закрытых фондов, чтобы подписчики смогли выбрать экспонат, который интереснее и ярче расскажет о богатых музейных коллекциях.

«За минувшие полтора века Исторический музей сыграл огромную роль в изучении истории нашей страны и сохранении богатейшего культурного наследия. И в год 150-летия музея мы рады сотрудничеству с проектом "Активный гражданин", который оказал музею поддержку, не просто рассказывая об уникальных предметах, хранящихся в фондах, но и предоставил подписчикам возможность выбора юбилейного экспоната», — рассказал о сотрудничестве директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Специалистами музея было выбрано по одному экспонату из фондов, среди них — «Золотой» в пять угорских царя Ивана Васильевича Грозного, двустенный стакан авторства мастера Александра Вершинина, кокошник XVIII века, жалованная грамота императора Николая I С. С. Уварову, сундук-подголовок «Древо жизни» XVII века, портрет цесаревича Александра Николаевича. Фотографии и описания предметов будут доступны на странице проекта «Активный гражданин», голосование продлится с 4 по 31 мая 2022 года.

«Государственный исторический музей, расположенный в сердце Москвы, на Красной площади, стал главным хранителем самых значимых страниц тысячелетней истории России. У пользователей "Активного гражданина" есть уникальный шанс самим определить экспонат, который будет представлять Исторический музей в знаменательный юбилейный год. Принять участие в голосовании сможет любой пользователь, зарегистрированный на портале mos.ru», — рассказал Александр Пищелко, руководитель ГКУ «Новые технологии управления», ответственного за развитие проекта «Активный гражданин».

Экспонаты, выбранные для голосования, будут демонстрироваться на выставке в Историческом музее, специально подготовленной для проекта. Выставка начнет работу с 4 мая, экспонаты будут снабжены этикетками с информацией о конкурсе. Выбранный большинством голосов предмет после 31 мая на месяц переместится в основную экспозицию музея.

Описание предметов

Жалованная грамота императора Николая I Сергею Семеновичу Уварову на графское Российской империи достоинство и герб. Санкт-Петербург, 29 декабря 1850 г.

Подпись — автограф императора Николая I. К грамоте подшита копия рескрипта Николая I Уварову на орден св. Андрея Первозванного от 6 декабря 1850 г.

Пергамен, тушь, чернила, гуашь, твореные золото и серебро; листы пергамена проложены белым муаром; папка — картон, зеленый бархат, белый муар, золотные и шелковые разноцветные нити; вислая печать из красного воска на шнурах из золотых и шелковых нитей с кистями в серебряной позолоченной кустодии

Граф Сергей Семенович Уваров (1786–1855) — выдающийся российский государственный деятель. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа (1810–1821), министр народного просвещения (1833–1849), сенатор, действительный тайный советник, почетный член (с 1811) и президент (1818–1855) Санкт-Петербургской Академии наук, антиковед. Отец одного из основателей Исторического музея — графа Алексея Сергеевича Уварова.

Пожалование императором С. С. Уварову графского титула в 1846 г. и ордена Св. Андрея Первозванного в 1850 г. свидетельствовало о признании его многочисленных заслуг на поприще государственной деятельности.

Благодаря С. С. Уварову в Российской империи была сформирована эффективная государственная система народного образования, которая действовала до 1917 г. При его деятельном участии возникли два крупнейших университета — Санкт-Петербургский (1819) и Святого Владимира в Киеве (1833). Общее число студентов в российских университетах увеличилось до четырех тысяч человек. Была разработана четкая факультетская структура, созданы кафедры российской и всеобщей истории, российской словесности и истории русской литературы, на научных основаниях реорганизован юридический факультет, получили развитие славяноведение и востоковедение, для развития которого Уваров лично приглашал крупнейших ученых.

При Уварове в университетах и Академии наук работали выдающиеся ученые, властители дум молодежи, такие, как филолог Ф. И. Буслаев, историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, химик Н. Н. Зинин, физик Э. Х. Ленц, математик Н. И. Лобачевский, хирург Н. И. Пирогов, зоолог К. Ф. Рулье. О российской науке заговорили в Европе.

Будучи министром, Уваров добивался, чтобы народное просвещение развивалось «в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Эту «тройственную формулу русской верности» Николай I по его просьбе сделал девизом графского герба Уваровых.

«Золотой» в пять угорских царя Ивана Васильевича Грозного (1533‒1584)

Золотой является самой крупной из дошедших до наших дней золотых русских монет XV–XVI вв. На обеих сторонах монеты находятся изображения двуглавого орла, увенчанного коронами. На лицевой стороне на фигурном щите, помещенном на груди птицы, изображен единорог, часто встречавшийся в русской геральдике позднесредневекового периода. На другой стороне на аналогичном щите присутствует изображение всадника, держащего в правой руке копье, обращенное острием вниз. Это изображение, символизирующее самого правителя, иконографически восходит к образу св. Георгия. В XIV в. оно стало одним из излюбленных символов великокняжеской власти, а впоследствии оказалось на гербе Москвы.

Вокруг изображения двуглавого орла на обеих сторонах монеты расположена надпись, содержащая имя и титул государя: Божьей милостью царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Полоцкий, царь Казанский, царь Астраханский. Упоминание в титулатуре царя Полоцка указывает на то, что монета была отчеканена не ранее февраля 1563 г., когда в город вошли царские войска, но, вероятно, не позднее августа 1579 г., когда он снова был захвачен польской армией.

В верхней части монеты, у края, имеются отверстия, свидетельствующие об использовании «золотого» в качестве наградного знака для царских пожалований. К середине XVI в. в России существовала уже целая система золотых наградных знаков в виде монет различного достоинства — от «золотого» в десять угорских (дукатов), весившего более 30 г, до золотой денги — монетки меньше арбузного семечка. Предназначались эти золотые монеты и монетовидные знаки, прежде всего, для царских пожалований за ратные подвиги. При этом знаки высшего достоинства для награждения «главных» воевод вручались, как правило, вместе с золотой цепью для ношения на шее. Монеты же меньшего размера прокалывались у края и пришивались на одежду.

«Золотые» весом в десять угорских царя Ивана Грозного до наших дней не сохранились и известны только по письменным источникам. Таким образом, представленный «золотой», хранящийся в нумизматическом собрании Исторического музея, является самой древней из сохранившихся золотых русских монет высшего достоинства.

Монета известна в единственном экземпляре, в XIX в. она находилась в собрании князя С. В. Долгорукова.

Кокошник. Центральная Россия. Первая половина XVIII в.

Парча, бахта, золотный и льняной шнуры, речной жемчуг, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, металл, фольга, картон; сажение

Лицевая часть кокошника, имеющая вытянутую остроконечную форму, украшена жемчугом, перламутровыми плашками и цветными стеклами. Ажурный стилизованный растительный узор подложен золоченой фольгой. Затылочная часть выполнена из светлой шелковой ткани с узором в виде корзинок с цветами в клеймах. Подкладка кокошника сшита из бахты (тонкой хлопчатобумажной ткани).

Собрание традиционных головных уборов Государственного исторического музея является одним из крупнейших в России. В коллекции нет ни одного убора, который бы полностью повторял другой. Даже одинаковые по покрою, происходящие из одной местности, они имеют отличия в размерах, материалах и деталях отделки. Первые образцы — тверские кокошники — пожаловала Историческому музею императрица Мария Федоровна в мае 1886 г. Впоследствии коллекция пополнялась дарами, в том числе и венценосных покровителей музея, а также образцами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций.

Великолепно украшенные кокошники по праву считаются самыми нарядными праздничными русскими головными уборами. Кокошники носили женщины разных сословий, в том числе и крестьянки, но наиболее распространены они были в городах. Существует мнение, что их появление и распространение относится к времени расцвета Владимиро-суздальского княжества, образования Московского княжества, а затем Русского государства и освоения северных и частично южных великорусских земель служилыми московскими людьми.

Среди разновидностей кокошников — тверские «головки» и белозерские кокошники — цилиндрические с плоским верхом; с расширяющимся кверху околышем, так называемые московские; конусовидные костромские, в том числе «наклоны»; курские, тамбовские и воронежские — седловидные и почти кубической формы со скошенной тыльной частью; смоленские и тверские «каблучки» — совсем маленькие, покрывающие не всю голову, а только пучок волос; экзотические торопецкие «шишаки» и др. Все они богато декорированы золотной вышивкой, фольгой, канителью, блестками и унизаны речным жемчугом или его имитацией, перламутром, цветными стеклами и бисером. Представляемый кокошник носили в Костромской губернии.

Портрет цесаревича Александра Николаевича. Мастер С. Скрипицын. Вологда. 1837–1838 гг.

Серебро, дерево; чеканка, гравировка, чернь, золочение

В серебряном позолоченном медальоне изображен цесаревич Александр Николаевич в форме генерала Казачьего Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, со знаками различия генерал- адъютанта Свиты Е. И. В. (аксельбант, эполеты с вензелем Николая I). В портрете, выполненный в технике черневой гравюры на серебре, использован иконографический тип художника Ф. Крюгера.

Черневой портрет великого князя Александра Николаевича создан к 10- летию (1827–1837) его шефства в Атаманском полку и 20-летию со дня рождения (1818–1838). Является одной из лучших работ выдающегося мастера серебряного и черневого дела из Вологды Сакердона Скрипицына.

Имя этого мастера русская публика узнала на вологодской выставке 1837 г., а на Выставке российских мануфактурных изделий в Санкт- Петербурге в 1839 г. были представлены черневые работы, в которых С. Скрипицын показал себя не только искусным гравером, но и талантливым художником. Тонко выполненный овальный поясной портрет цесаревича занял среди экспонатов выставки особое место. Также вологодский мастер исполнил к нему прямоугольную рамку из позолоченного серебра, художественно оформив ее орнаментальной композицией в неоклассическом стиле, который получил распространение в русском искусстве в первой трети XIX в.

Александр II Николаевич (1818–1881) — всероссийский император с 1855 г. Старший сын императора Николая I (1796–1855) и императрицы Александры Федоровны (1798–1860). После отмены крепостного права в России в 1861 г. был удостоен особого звания царя-освободителя. Жена — немецкая принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадская (1824–1880), в православии получившая имя Мария Александровна. От этого брака родилось восемь детей, в том числе будущий император Александр III (1845–1894). В 1881 г. Александр II погиб от рук террористов из тайной революционной организации «Народная воля».

Франц Крюгер (1797–1857) — немецкий художник, рисовальщик и литограф, действительный член Берлинской Академии искусств, почетный вольный общник Императорской Академии художеств. Один из наиболее востребованных портретистов своего времени. Много работал для русского императорского двора.

Двустенный стакан. Мастер А. П. Вершинин. Пензенская губ., Городищенский уезд, с. Никольское. 1800-е гг.

Бесцветное стекло, мох, соломка, песок, бумага, акварель; гранение, роспись золотом и серебром; авторская техника

Уникальное произведение из стекла с пейзажным изображением, заключенным между стенок, — образец кунштюка (от нем. Kunststück — фокус, проделка). В галантном веке (в России во время правления Екатерины II) высшее общество увлекалось этими забавными, шутливыми или с секретом произведениями искусства, которые сохранились до наших дней в единичных экземплярах. Стакан изготовлен искусным мастером Александром Петровичем Вершининым (ум. 1822), получившим личное поощрение (золотые часы) от императора Александра I за выдающиеся работы.

А. П. Вершинин занимает особое место в истории русского художественного стекла. Его имя связано с одним из крупнейших стекольных предприятий России — Никольско-Пестровским заводом Бахметевых (основан в 1764 г.); в 1795 по 1802 г. Вершинин был главным мастером завода. Он известен как исполнитель росписей, проектировщик орнаментов и форм. Вершинин преподавал в школе мастеров при заводе, неоднократно бывал в Санкт-Петербурге, посещал другие стекольные заводы. В 1795 г. он выполнил сервиз для великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I).

Мастер владел всеми самыми сложными технологиями декорирования стекла и хрусталя, но наибольшую известность ему принесли кунштюки — двустенные стаканы с внутренними аппликациями, выполненными из раскрашенной бумаги, кусков ткани, соломки, мха, травок, перьев и ракушек.

Каждый стакан уникален и представляет собою сложнейшее произведение стекольного ремесла. Предмет состоит из двух стаканов разного размера; у внутреннего стакана край изогнут таким образом, что он плотно вставляется во внешний; края «притираются» один к другому. Таким образом органические компоненты внутренних композиций, в основном мох и засушенные травы, сохраняются в первоначальном виде. Стаканы Вершинина отличаются необыкновенной теплотой образов, в них воспевается сельская усадебная жизнь с ее нехитрыми занятиями и радостями. Героями инсталляций предстают прогуливающиеся дамы и кавалеры, пастухи, охотники и рыбаки, можно разглядеть зверей и птиц, домики, замки и деревья. Все вместе превращает эти изделия в своеобразные «сувениры чувств», столь характерные для рубежа XVIII — XIX вв.

Сундук-подголовок. Северная Двина, район Борка. 1688 г.

Дуб, металл, слюда, бумага, темпера; столярная работа, ковка, просечка, роспись

Подголовок с композицией «Древо жизни» является одним из самых ранних и датированных северных расписных сундуков Исторического музея. Снаружи он равномерно обит вертикальными полосами узорно-просечного железа с подложкой из красной и зеленой бумаги и слюды.

В центре композиции — древо жизни с корнями и двумя птицами, симметрично сидящими на ветвях; на ствол древа как бы опираются лев и единорог. Слева и справа изображены воины-стражи в одеждах XVII в. — старец с пикой и юноша с саблей и стягом в руках. По сторонам древа расположены причудливые деревья-цветы с корнями.

В верхней части поля помещена владельческая надпись: подъголовокъ никиты савиновича потапова. Под стягом дата — 1688 годъ маия в 11. Благодаря этой надписи сундуки подобной формы и стали называть подголовками.

Дерево — один из древнейших символов в разных мифологических системах народов мира, символ бессмертия, ось Вселенной. Причудливые деревья-цветы создают образ райского сада, неизменно присутствующий в народном декоративно-прикладном искусстве.

Появление эмблематической пары «лев и единорог» можно объяснить, скорее всего, европейским заимствованием. Единорог — мифическое существо, упоминается в «Физиологе», «Повести о Варлааме и Иоасафе» и азбуковниках XVI–XVII вв. как сильный, свирепый или, наоборот, кроткий зверь с одним рогом, подобный козленку или коню. Характер этого образа лишен какой-либо определенной символической интерпретации. В русской традиции его чаще называют «индрик». Лев — сильный бдительный страж, образ которого пришел в христианство из иудаизма, где он является воплощением могущества. Изображения львов и единорогов в качестве солярных и лунарных символов известны в европейской культуре эпохи Возрождения. Лев ассоциируется с золотом, как и солнце; единорог — с серебром, как луна.

Молодой воин и лев олицетворяют солнце, день и юность, начало жизни, старый воин и единорог — луну, завершение дня и старость, закат жизни, поэтому роспись внутри сундука трактуется как философское рассуждение о бытии человека в пространстве вечности.

Размышление о быстротечности жизни и смерти — одна из непреходящих тем в мировой культуре со времени Средневековья, а с середины XVII в. она стала особенно популярной в русском декоративно- прикладном искусстве. Судя по всему, владелец сундука-подголовка являлся не только человеком грамотным, а книжником, созерцателем и философом, обладавшим также хорошим вкусом. Это был состоятельный человек, что позволило ему выбрать профессионального художника для создания данной росписи.

Галерея
Пресс-релиз
Партнер проекта
Другие события