Начало формирования фонда керамики и стекла относится к концу ХIХ — началу ХХ в., когда его основу составили коллекции, переданные выдающимися русскими собирателями — П. И. Щукиным и А. И. Бахрушиным. За 130 лет было создано одно из крупнейших собраний — более 36 000 предметов фарфора, фаянса, майолики, облицовочной керамики и стекла, — в основном отечественного происхождения, представляющее все разнообразие видов, форм, техник, художественных решений.
Коллекция русского фарфора XVIII—ХХ вв. представляет предметы фарфора, выполненные на Императорском фарфоровом заводе и частных фарфоровых производствах России. Уникальны по своей значимости тематические коллекции. Среди них — предметы, посвященные Отечественной войне 1812 г.; фарфоровая скульптура конца XVIII — начала ХХ в.; коллекция памятных предметов ХIХ—ХХ вв., связанных с юбилейными датами российской истории. Советская часть собрания представлена авторскими образцами художественного фарфора, в том числе редкой коллекцией «агитационного фарфора» 1920-х гг. (работы В. Кандинского, С. Чехонина, Н. Суетина) и коллекцией тематических предметов массового производства 1930-х гг.
Коллекция русской майолики и полуфаянса второй половины XVIII — начала ХХ вв. уникальна по количеству сохранившихся памятников. Своеобразие форм (кумганы, квасники, кувшины, братины, блюда, фигурные сосуды, мелкая пластика) и декора отличает эти предметы от европейской керамики подобного рода. Художественная майолика рубежа ХIХ—ХХ вв. представлена работами Абрамцевской керамической мастерской, среди которых имеются произведения выдающегося художника М. А. Врубеля. В гончарной мастерской Строгановского училища технического рисования были созданы работы, выполненные в русском стиле.
Коллекция грубой керамики ХIХ—ХХ вв. представляет национальную керамику большинства народов, населявших Российскую империю и Советский Союз. Разнообразна по своему составу многочисленная коллекция народной глиняной игрушки.
Основу фонда русского тонкого фаянса XIХ—XX вв. составляет коллекция тонкого фаянса известных российских фабрик — Киево-Межигорской, Ауэрбаха, С. Я. Поскочина, М. С. Кузнецова, а также многочисленных крестьянских и купеческих производств Гжели.
Коллекция русской облицовочной керамики — одна из крупнейших в стране. К XVI в. относятся редчайшие произведения монументальной поливной керамики — иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный». Замечательными образцами архитектурной керамики ХVII в. являются панно с изображением евангелиста Луки работы мастера Степана Иванова и фрагменты изразцового убранства Главной аптеки на Красной площади. Основную часть коллекции составляют расписные печные изразцы XVIII в. В 1888–1891 гг. было выполнено уникальное керамическое убранство столовой в русском стиле для дома М. С. Кузнецова. Ценными экспонатами коллекции являются также камины, изготовленные в Абрамцевской керамической мастерской на рубеже ХIХ—ХХ вв.
Коллекция русского стекла входит в число трех крупнейших коллекций России, наряду с собраниями Государственного Эрмитажа и Государственного музея керамики и усадьбы «Кусково». Уникальна по составу и количеству коллекция народного стекла с росписью эмалями XVII–XVIII вв., (ведерная бутыль со сценами из библейской истории Иосифа Прекрасного, бутыль с изображением Гангутского сражения в 1714 г., редчайшие образцы гутной скульптуры); собрание так называемых «потешных сосудов» конца XVII — начала XVIII в., созданных на Измайловском заводе царя Алексея Михайловича. Гордостью собрания является коллекция русского бесцветного гравированного стекла XVIII в., представленная произведениями всех известных стекольных заводов России этого времени. Высоким качеством отличается коллекция цветного стекла конца XVIII — начала XIX в., собрание хрустальных и стеклянных изделий XIX — начала XX в. (среди них — памятные сувениры войны 1812 г., сервизы и отдельные предметы, изготовленные для императорского дома). Особое место занимает тщательно подобранная коллекция авторских работ художников-стекольщиков 1960–1990 гг., отражающая все художественно-стилистические тенденции стеклоделия этого периода.
В составе коллекции керамики и стекла заводов Европы особо ценны изделия ранних фарфоровых мануфактур — Мейсенской и Берлинской. Среди них уникальным экспонатом является мейсенский сервиз начала 1770-х гг., изготовленный для графа А. Г. Орлова-Чесменского. В составе коллекции имеются также памятники итальянской майолики XVI в., немецкие изделия из каменной массы XVIII–XIX вв., английский фаянс знаменитого завода Веджвуда и предметы французского тонкого фаянса XIX в. В фонде представлены все основные школы стеклоделия Западной Европы XVIII–XX вв. Особенной полнотой и качеством выделяются коллекции немецкого и богемского стекла, а также небольшое, но очень интересное собрание художественных произведений французских фирм Galle и Daum конца XIX — начала XX вв.
Елена Петровна Смирнова,
заведующий отделом
+7 (495) 692-32-28,
smirnovaep@shm.ru
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация