Историческая память о военных событиях, о победах и поражениях, о походной и повседневной жизни солдат и офицеров сохранилась в многочисленных военных реликвиях, в том числе и в памятниках оружейного искусства, многие их которых представлены в собрании Государственного исторического музея. Среди более двадцати тысяч предметов музейного собрания немало подлинных раритетов русского, западноевропейского и восточного оружия, имеющих историческую и художественную ценность. Эта одна из лучших в России оружейных коллекций формировалась на протяжении более чем столетнего существования музея из нескольких источников. Главными из них явились частные собрания П.И. Щукина, В.А. Турнера, А.А. Катуар де Бионкура, М. Г. Черняева, богатейшее собрание Военно ‐исторического музея, который полностью влился в ГИМ в 1930 году, коллекция Военной академии моторизации и механизации, поступившая в музей в 1934 году, собрания холодного и огнестрельного оружия из Донского и Соловецкого монастырей, переданные в музей в 1935 году. Коллекция ГИМ продолжала пополняться и во второй половине XX века, но в основном за счет закупок и в редких случаях за счет даров. Последний крупный оружейный дар музей получил в 1995 году от нашего соотечественника И. Л. Попова. Он родился в Тифлисе в 1913 г. в семье профессионального военного. После революции семья оказалась в Белграде. В Европе он закончил кадетский корпус, университет, стал инженером. Затем переехал в Америку и обосновался в Сан-Франциско. И. Л. Попов был страстным коллекционером-любителем. Поэтому не случайно, что когда ему понадобился квалифицированный совет в определении отдельных образцов оружия, он обратился в Государственный исторический музей. Помощь сотрудников музея, добрые человеческие отношения и предопределили решение И. Л. Попова подарить коллекцию России Историческому музею. Благодаря этому дару собрание отдела оружия пополнилось 27 предметами холодного оружия. Среди них — редкие турецкие ятаганы и сабли ХVIII — начала ХIX вв., кинжалы черкесской и грузинской работы, образцы русского холодного оружия.
Особую ценность в собрании музея представляет русское именное оружие. «Жемчужинами» музейной коллекции являются — палаш М. В. Скопина-Шуйского, «личности, — по словам русского историка Н. И. Костомарова, — быстро промелькнувшей в нашей истории, но с блеском и славою, оставившей по себе поэтические, печальные воспоминания» и сабля Д. И. Пожарского с именем которого связано освобождение Москвы от польских интервентов и восстановление государственного порядка в России. Оба эти предмета поступили в Исторический музей в 1923 году из ризницы Соловецкого монастыря.
Палаш Скопин-Шуйский получил в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Уникальность данного памятного экземпляра состоит в том, что это один из самых ранних сохранившихся русских палашей. Оправа его рукояти и прибор ножен выполнены из серебра с позолотой и украшены крупной бирюзой, лалами и гранатом. Сабля Д. И. Пожарского также поражает пышностью своего убранства: яшма и бирюза украшает его оправу.
Историческую значимость имеет коллекция жалованных сабель ХVIII века. Жалованное оружие являлось государственной наградой и вручалось казакам за верную службу, которая включала сбор сведений о положении на границах России, сопровождение послов, охрану царского двора и обозов. Наградные казачьи сабли изготавливались на заказ первоклассными оружейниками и подчеркивали боевые заслуги и достаток владельца. Они отличались друг от друга и стоимостью, и внешним видом. Это разнообразие было связано с иерархическим статусом субъекта. Так, например, простым казакам жаловались клинки стоимостью от 5 до 10 рублей, есаулам — от 10 до 20, старшинам — от 30 до 80 рублей. На клинках сабель воспроизводился царский титул, надпись, объясняющая причину пожалования, имя награждаемого, название войска. В собрании музея хранятся сабли Абросима Луковина, Гаврила Кариколпакова, Федора Персицкого, Петра Жадовского, Макара Грекова, Григория Каршина, Василия Перфилова и др.
Большой интерес в собрании представляют образцы русского строевого оружия XVIII века, особенно палаши и шпаги с надписями на клинках «ВИВАТЪ АННА ВЕЛИКАЯ», «ВИВАТЪ ЕЛИСАВЕТЪ ВЕЛИКАЯ», «VIVAT CATHARINA».
Одной из самых почетных наград за подвиги на поле боя являлось золотое оружие — сабли, шпаги, палаши, на эфесе которых гравировалась надпись «За храбрость». Таким оружием удостаивались наиболее отличившиеся в сражениях офицеры и генералы. В собрании музея хранятся сабля «За храбрость» генерал-майора Я. П. Кульнева, полученная им в 1809 г. за мужество и доблесть, проявленные в русско-шведскую войну; шпага «За храбрость» генерал-майора И. Н. Дурново за сражение при Суассоне (1814 г.); шпага графа, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта А. А. Закревского «За храбрость», со знаком ордена cв. Анны; офицерская морская сабля князя Н. С. Щербатова за заслуги в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.; сабля пехотная офицерская в ножнах, поднесенная императору Александру II офицерами сводного Гвардейского отряда Почетного конвоя после падения турецкой крепости Плевна (1877), взятой русскими войсками в ходе войны за освобождение Болгарии от Османского ига. В день гибели императора 1 марта 1881 года эта сабля находилась при Александре II и была обагрена его кровью.
В 1918 году в музей поступили три сабли графа А. И. Чернышева из усадьбы Барятинских Марьино в селе Ивановском Курской губернии. Одна сабля была изготовлена немецкой фирмой Люнешлосс в 1827 году, в связи с пятнадцатилетним юбилеем войны 1812 года, другая сабля была преподнесена Чернышеву в1836 г. дворянством Войска Донского, а третья подарена императором Николаем I.
Памятником оружейного искусства является сабля принадлежавшая князю, генерал-фельдмаршалу, главнокомандующему Кавказской армии А. И. Барятинскому (1815–1879). Он получил ее в 1864 году в знак признания заслуг в Кавказской войне. Первоначально предполагалось наградить Барятинского украшенной бриллиантами драгунской саблей с надписью «В память покорения Кавказа» стоимостью 932 рубля 20 копеек. Однако еще в июле 1864 года, сменившему Барятинского на посту главнокомандующего Кавказской армией великому князю Михаилу Николаевичу была дана золотая шашка, украшенная изумрудами и бриллиантами стоимостью 8038 рублей. Вероятно, сочли неудобным герою Кавказской войны преподнести менее богатое оружие, чем его преемнику. А. И. Барятинский получил саблю, осыпанную бриллиантами и украшенную изумрудами, по стоимости близкую к полученной великим князем. Клинок сабли Барятинского откован из булатной стали, верхняя часть клинка покрыта гравированным геометрическим орнаментом. Рукоять украшают две лавровые ветки, в которых укреплены касты со светло-зелеными изумрудами, общим весом 25 карат. Дужка декорирована дубовыми листьями, выполненные бриллиантами. На крестовине мелкими бриллиантами выложена надпись «В Память Покорения Кавказа». Наряду с изумрудами и бриллиантами в украшении головки рукояти использован горный хрусталь.
Большой научный интерес представляет коллекция оружия, принадлежавшая одному из видных военно-политических деятелей России второй половины XIX в. М. Г. Черняеву. В истории России и освободительного движения славянских народов его имя неотделимо от покорения Средней Азии и борьбы сербов за независимость. «Русский витязь», «Ермак девятнадцатого столетия», «Всеславянский вождь», «Архистратиг славянской рати» — такими эпитетами характеризовали современники М. Г. Черняева. Коллекция насчитывает тридцать три предмета. Особую ценность в этом собрании представляет сабля пражского оружейника Ф. Пишара, подаренная Черняеву жителями Праги в 1877 году за вклад в дело освобождения славянских народов от турецкого ига. Все детали данной сабли демонстрируют искусство и самобытность чешского мастера в изготовлении парадного оружия.
Среди именного оружия конца XIX — начала XX века следует выделить шашку короля Англии, шефа 9 гусарского Киевского полка Эдуарда VII, шашку Н. В. Каханова за храбрость проявленную в сражениях при Шахе, Людзатуне и Хунхе во время русско-японской войны 1904-1905 годов, саблю генерал-майора И. Р. Довбор-Мусницкого, на клинке которой выгравирована надпись «Командиру 14-го Сиб. Стр. п. Генералъ-Маiору Иосифу Романовичу Довборъ-Мусницкому 6/XII 914-10/IX 915.», «Истинно храброму и искренно любимому доблестному начальнику отъ офицеровъ, врачей, чиновниковъ и священника 14 Сиб.Стр. п.» .
Воинскими регалиями, полковыми святынями считались в российской армии серебряные Георгиевские трубы. Ими награждались целые воинские части и подразделения. Георгиевские трубы украшались гравированным или накладным литым изображением ордена Св. Георгия, надписью отличия и черно-золотыми лентами с серебряными кистями. За отличие в боевых действиях пехотные полки награждались двумя трубами, кавалерийские полки — тремя для каждого эскадрона, одной на батальон и одной для штаб-трубача. С 1816 г. кавалерийским полкам жаловалось уже по 22 трубы. Георгиевские трубы настраивались на разные тоны и звучали вместе как «хор». Изготовлением наградных труб занимались мастера-серебряники. Они использовали серебро 84 пробы от 2 до 3 фунтов на каждую трубу. В Государственном историческом музее хранится лучшая в России коллекция наградных серебряных труб. Это — Георгиевские трубы, пожалованные Курляндскому драгунскому полку «За отличие в течение кампании 1807 г. против французов» и Георгиевские трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года», которыми были награждены многие полки в ознаменование подвигов в Отечественную войну 1812 года. В коллекции музея представлены также Георгиевские трубы 2-го батальона 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха Вильгельма IV полка «За взятие Карса 6 ноября 1877 года», 97-го Пехотного Лифляндского генерал-фельдмаршала графа Шереметьева полка «За отличие в бою у деревни Юхуантуня 22 февраля 1905 года».
Русское огнестрельное оружие в собрании музея насчитывает более тысячи памятников. Это образцы охотничьего и военного оружия мастеров Московской Оружейной палаты, Тулы, Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Сестрорецка, Варшавы. Работы мастеров Оружейной палаты представлены пистолетами мастера Елисея и ружьем мастера Осипа. Искусство тульских оружейников XVIII–XIX веков представлено охотничьими ружьями Ивана Пушкина, Петра и Ивана Гольтяковых, Василия Седачева, Александра Полина; магазинными пистолетами с кремневыми замками Ивана Полина и капсюльными шестизарядными револьверами Ивана Фомина. В художественном оформлении ружей тульские мастера XVIII века обращали особое внимание на отделку стволов. Материалом для них служила сварная дамасская сталь, которую русские оружейники делали сами. Тульские мастера великолепно чувствовали этот материал и умело сочетали контрастные цвета вороненого металла с золочением в технике, так называемой «горячей» наводки. На ствол наносилась расплавленная смесь золота и ртути. При дальнейшем нагревании ртуть испарялась, а золото прочно соединялось с основой. После полировки рисунок ярко выделялся на темном фоне. Сходный художественный эффект достигался и методом насечки. На поверхности детали по контурам рисунка мастер вырезал тонкие канавки, в которые затем забивал золотую или серебряную проволоку, и тщательно отполировывал поверхность изделия. Тульские мастера часто использовали рельефную насечку, при которой золотая или серебряная проволока не забивалась глубоко в металл, а выступала над его поверхностью и дополнительно прочеканивалась. Рисунок получался выпуклым и эффектно выделялся на вороненом или полированном фоне. Излюбленной техникой украшения у тульских мастеров была глубокая резьба с выборкой фона, которая называлась оброном. Она преобладала на тульских ружьях с середины XVIII века.
Московская оружейная школа отражена в собрании произведениями мастеров XIX века — Ивана Аристова, Сергея Медведева, Фрола Панова, Артари Коломба и Тимофея Докина.
В коллекции привлекают внимание образцы оружия, выполненные московским мастером Артари—Коломба. Это — двуствольный капсюльный штуцер в комплекте с охотничьим ножом, капсюльное ружье, казнозарядная капсюльная винтовка, дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами, пара целевых капсюльных пистолетов и пара нарезных дорожных пистолетов под патрон Лефоше. Эти изделия были приобретены в Париже московским коллекционером А. А. Катуар де Бионкуром в 1912 году специально для Исторического музея. Они отличались высоким качеством исполнения, великолепной отделкой и оригинальными конструкторскими решениями. С технической точки зрения оригинальным является капсюльное ружье и двуствольный штуцер. Несмотря на то, что ружье дульнозарядное, его ствол опускается вниз на шарнире, а брандтрубка расположена в торце казенника. Подобные системы отличались наиболее быстрым и полным сгоранием пороха. Ружейный замок спрятан внутри замочной коробки. Ударный механизм взводится с помощью рычага, который расположен снаружи. Интересен и двуствольный штуцер. В каждый ствол помещалось по два заряда, что делало его четырехзарядным оружием. Штуцер имеет капсюльные замки с правой и левой стороны и по две брандтрубки на каждом стволе. Мастер предусмотрел необходимую последовательность действия замков, при которой нельзя было спустить курок, воспламеняющий нижний заряд, прежде курка, поджигающего верхний заряд.
Пистолеты из дорожного гарнитура отличаются оригинальной конструкцией ударно-спускового механизма, который размещен внутри замочной коробки. При нажиме на боковую кнопку появляется небольшой курок, который взводит ударник, а снизу из паза выскакивает спусковой крючок. Такое устройство выполняло роль предохранителя заряженного пистолета.
Последняя четверть XIX века характеризовалась массовым внедрением казнозарядных систем. В собрании музея имеется двуствольный штуцер московского мастера Докина с откидным затвором системы Варнана под металлический патрон со свинцовой пулей. Это редкий для московских мастеров образец казнозарядного оружия, так как подобное оружие в Москве практически не производилось из-за сложности изготовления.
Петербургская оружейная школа представлена в коллекции музея такими именами, как И. А. Грекке, И. Пермяк, А. Тон, Ф. Поппе, Г. Кнот, С. Лееман, Ф. Вишневский, Ж.-М. Лардере, Н.Ф. Гонно. В северной столице были сосредоточены лучшие творческие силы. Близость императорского двора давала мастерам реальную возможность получать выгодные заказы. В плеяде блестящих мастеров, работавших в России во времена императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, видное место принадлежало оружейным мастерам Ивану Пермяку и Иоганну Адольфу Грекке. Имя оружейного мастера Ивана Пермяка впервые упоминается в архивных документах в 1740 году. Он числился в штате придворной охоты как замочный мастер и рисовальщик.
Иоганн Адольф Грекке происходил из семьи потомственных шведских оружейников и его первым учителем был отец, Иоханн Иоахим Грекке. Иоханн Адольф Грекке, как и его отец, стал первоклассным оружейным мастером, оставившим после себя большое количество богато декорированного охотничьего оружия. Как придворные оружейники Иван Пермяк и Иоханн Адольф Грекке создавали образцы, предназначенные для высших слоев общества, а также подарочное оружие. Екатерина II часто преподносила произведения своих придворных оружейников приближенным, иностранным послам, военачальникам. Так, в 1768 году она подарила барону Т. Димсейлю, сделавшим ей прививку от оспы, охотничий гарнитур, выполненный Иваном Пермяком. В коллекции музея творчество этих мастеров представлено двумя охотничьими ружьями. Среди работ петербургских оружейников первой четверти XIX века можно выделить двуствольное кремневое охотничье ружье Г. Кнота и пара кремневых пистолетов и Ф. Поппе. В середине XIX века появились новые талантливые мастера и достижения в оружейном искусстве столицы стали связывать с именами Флориана Вишневского, Жана-Мари Лардере и Н.Ф. Гонно. Ф. Вишневский выполнял заказы на изготовление ружей для цесаревича Николая Александровича, великого князя Владимира Александровича и для императора Александра II, а также поставлял ко двору патроны, дробь, картечь и порох. Двадцать пять лет он безупречно выполнял обязанности придворного оружейника, что дало ему право в 1881 году обратиться к министру императорского двора с просьбой присвоить ему почетное звание «оружейного мастера Его Императорского Величества». Работы Ф. Вишневского были экспонентами и лауреатами престижных выставок. На Всемирной выставке 1867 года в Париже работы Вишневского были отмечены почетным отзывом.
Оружейный мастер Жан-Мари Лардере носил почетное звание «поставщика высочайшего двора» и выполнял заказы для императора Александра II с 1862 года. Он один из первых петербургских оружейников начал активно сотрудничать с известными зарубежными фирмами и мастерами, покупая у них готовые стволы, замки и ложи. Лардере имел тесные контакты с известной бельгийской фирмой «Августа Лебо», которая по заказу петербургского мастера изготавливала образцы охотничьего оружия, наиболее полно отвечающие специфике российского рынка и условиям русской охоты.
Современником Лардере был самый известный петербургский мастер второй половины XIX века Н. Ф. Гонно. Первые документальные сведения о Гонно относятся к 1867 году, когда он был уже сложившимся мастером и экспонировал на Всемирной выставке в Париже охотничьи ружья системы Лефоше и два ружья с «центральным запалом», довольно редкой системы. Это был переходный тип ружей от капсюльных к ружьям, использующим патрон центрального боя. В них брандтрубка располагалась не сбоку ствола, а в его торце, и стволы опускались вниз, как будто они имели патронники для заряжания. Но таким образом надевались только капсюли, а заряжание оставалось шомпольным. Воспламенение центральным запалом способствовало более равномерному поджиганию заряда. Ружья Гонно получили почетный отзыв на выставке и были оценены в 200-250 рублей. На Венской всемирной выставке 1873 года Гонно экспонировал двуствольные ружья центрального боя, а на выставке Русского технического общества 1886 года — три бескурковых ружья, два штуцера 12 калибра, два штуцера-экспресса 500 калибра, уточницу центрального боя 8 калибра. «Журнал охоты» отмечал, что Гонно «делает ружья нисколько не хуже первых английских ружейников». Жемчужиной коллекции является ружье Гонно, изготовленное в 1892 году. Это двуствольное охотничье ружье системы Ланкастера с парой стволов букетного дамаска, одна из которых с овальной сверловкой — модным в то время изобретением, позволявшим применять как пулю, так и дробь. В конце ХIX — начале XX века важным центром по изготовлению и продаже охотничьего оружия являлась Варшава. В собрании музея хранятся ружья и штуцер известных варшавских оружейников Беккера и Раушера.
Западноевропейский фонд включает все виды холодного оружия: клинковое, древковое, ударное, а также образцы защитного доспеха. Особую ценность в коллекции имеют средневековые мечи, а также отдельные образцы холодного оружия эпохи Позднего Средневековья и начала Нового времени — кинжалы, даги, рапиры. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона Бонапарта и морской палаш Джона Росса. Среди немногочисленной коллекции западноевропейского доспеха следует выделить полевой турнирный доспех Фредерика II герцога Лигница и Бриега (1488-1547), полевой турнирный доспех курфюрста Иоахима II Гектора фон Бранденбурга, созданный в Германии в 1539–1542 гг., турнирный доспех короля Франциска I, созданный оружейниками Инсбурга в 1539–1540 гг.
Коллекция арбалетов включает памятники XVI–XVIII вв. Среди них особого внимание заслуживает арбалет герцогини Елизаветы Брауншвейгской-Вольфенбюттельской, как образец именного и художественного оружия. Арбалет был создан в 1596 г. и преподнесен Елизавете Брауншвейгской-Вольфенбюттельской в честь рождения дочери.
Западноевропейское огнестрельного оружия является самой значительной частью собрания музея. В коллекции представлены все образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны — шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения. Коллекция отражает географию ведущих оружейных центров Европы. Особенность коллекции состоит в том, что в ней представлены как оружейные памятники с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков, так и высокохудожественные произведения.
Ранние образцы охотничьего оружия представлены работами немецких и австрийских оружейников — мушкетами, аркебузами, седельными пистолетами. Наибольший интерес представляют карабин с колесным замком личной гвардии герцога-епископа Зальцбурга Вольфа Дитриха фон Райтенау, изготовленный в Зальцбурге мастером Георгом Цельнером в 1590-е годы, и двуствольный карабин с колесными замками, созданный аугсбургским мастером Николаусом Карпфом в начале ХVII века. На ружье имеется герб саксонского курфюрста Иоганна Георга II (1613–1680).
Многочисленную часть огнестрельного собрания составляют произведения французской оружейной школы. Образцы охотничьих ружей и пистолетов раскрывают искусство французских мастеров, работавших на королевский двор Людовика XVI, в эпоху Директории и Первой империи, в период правления Людовика XVIII и императора Наполеона III.
Коллекция английского оружия включает охотничьи ружья, различные образцы пистолетов XVIII–XIX вв. Самым ранним памятников английского оружия в собрании музея является ружейный ствол Дэвида Линдсея, одиннадцатого графа Крофорда. Он изготовлен в Шотландии в 1585 году, вероятнее всего в городе Данди, где существовала одна из самых крупных и влиятельных гильдий ремесленников — гильдия «металлистов», занимающаяся обработкой металла и изготовлением холодного и огнестрельного оружия. В конце ХVI — начале ХVII века оружейникам этого города принадлежала ведущая роль в производстве длинноствольного огнестрельного оружия в Шотландии.
Особое место в собрании музея занимают дуэльные и целевые пистолеты. В собрании представлены произведения французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров. Среди них — Н.-Н.Бутэ, Ж. Лепаж, А. Лепаж, Э. Даба, Л. Ф. Девим, У. Бланшар, А. Форе‐Лепаж, Х. Мортимер, Д. Перде, Ф. Контринер, А. Лебеда, Хёртц и Либиуль, Артари-Коломба.
Дуэльные пистолеты английского оружейного мастера Х. У. Мортимера принадлежат к числу самых ранних в собрании Государственного исторического музея. Пистолеты изготовлены в 1795–1799 годах придворным оружейником короля Георга III (1760–1820), Х. Мортимером. Данный гарнитур прекрасно иллюстрирует высокий уровень производства и элегантную манеру оформления, характерные для английской оружейной школы.
Дуэльный гарнитур французского оружейного мастера Н.-Н. Бутэ принадлежит к числу лучших образцов творчества этого талантливого мастера. Расцвет творчества Бутэ пришелся на период правления Наполеона Бонапарта. Именно в этот период Бутэ прославился изготовлением парадного оружия, предназначенного для государственных деятелей и военачальников, а также для подарков почетным гостям и дипломатам.
Дуэльные пистолеты немецкого оружейника Ф. Бергера, выполненные в 1840 году, представляют интерес сюжетными композициями замочных досок. Они созданы под влиянием драмы Ф. Шиллера «Вильгельм Телль», в основу которой положено сказание о метком стрелке. В Швейцарии в XIV веке сложилась легенда об искусном стрелке из лука Вильгельме Телле, с именем которого народ связывал свое освобождение от австрийского гнета и образование конфедерации швейцарских кантонов. С тех пор народ в песнях и сказаниях, в играх и сценических представлениях, в памятниках прикладного искусства прославлял своего героя.
Легенда гласит, что однажды жестокий наместник германского императора в Швейцарии Гесслер водрузил на шесте в центре города Альторф шляпу австрийского герцога и приказал всем жителям, проходя мимо, отдавать ей поклон. Крестьянин Телль, отличный стрелок, не исполнил этого приказания. Тогда Гесслер заставил Телля стрелять в яблоко, находившееся на голове его сына. Именно этот эпизод и запечатлен на замочной доске пистолета «1». На замочной доске пистолета «2» мастер изобразил Вильгельма Телля на фоне горного пейзажа и скачущего на коне Гесслера.
В оружейном собрании ГИМ хранится одна из крупнейших коллекций восточного оружия, конской упряжи и снаряжения. Гордостью собрания является оружие горских народов Северо-Западного Кавказа и Дагестана. В жизни горца оружие играло особую роль и составляло главный предмет гордости его владельца. Особая роль оружия для горцев объяснялась тем, что военные стычки между разными правителями, набеги на селения соседей, некоторые обычаи, такие, как кровная месть, вынуждали людей быть постоянно готовыми к отражению нападения. Во всех горских обществах каждый мужчина от 20 до 60 лет считался военнообязанным и должен был иметь полный комплект вооружения.
В коллекции музея есть разнообразные виды горского оружия и снаряжения: шлемы и налокотники, луки и стрелы, колчаны и налучья, ружья и пистолеты, газыри и пороховницы, сабли шашки и кинжалы. В музее хранится большая коллекция черкесских сабель рубежа XIV–XV вв., найденных при раскопках Белореченских курганов близ Майкопа. Примечательная их особенность — конец в виде штыка, рассчитанный на пробивание кольчуги. В ГИМ есть очень редкий клинок, изготовленный в XVI –XVII вв., также со штыковым концом; золотой насечкой сделана арабская надпись: «Работал Хусейн». Такого типа клинки хранятся в Оружейной палате. Возможно они изготовлены кабардинскими мастерами, которые работали сначала в Астрахани, а с 1661 года — в Москве. Самая ранняя датированная кавказская шашка в собрании музея относится к 1713 году. Среди именного кавказского оружия заслуживает внимание подарочный гарнитур, состоящий из шашки, кинжала, портупеи и газырей, который был подарен наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу, сыну Николая II Григорием Распутиным в 1913 году.
Коллекция турецкого оружия насчитывает 805 предметов. В ней представлено большинство типов вооружения турецкой армии XVII–XIX веков. Это — защитное, холодное и метательное оружие: сабли, ятаганы, ножи и кинжалы, оружие на древках, луки и стрелы, джириды, образцы огнестрельного оружия, щиты и шлемы. Коллекция турецкого оружия представляет интерес не только в качестве образцов вооружения армии, но и как высокохудожественные произведения мастеров-оружейников. Стремление к улучшению боевых качеств всегда сочеталось у турецких мастеров с заботой об украшении оружия. Турецкие оружейники часто декорировали оружие всевозможными растительными мотивами. Излюбленными растениями являлись цветы — тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, амариллис, подсолнухи. Часто для изготовлений рукоятей и ножен сабель турецкие мастера использовали нефрит и кораллы. Центром производства оружия, украшенного кораллами, был город Трапезунд (Тробзон). Этот черноморский город с XV века входил в состав Османской империи и славился своими оружейниками и ювелирами, среди которых большую часть составляли греки. Оригинальным типом оружия являлся турецкий ятаган, который был одновременно режущим и колющим оружием. Ятаган не относился к табельному армейскому оружию, а представлял собой личное вооружение турецких пехотинцев (янычар) и широко бытовал в их среде в ХVIII — первой четверти ХIX в. Как правило, ятаганы делались на заказ, о чем свидетельствуют имена мастера и владельца на оружии. Клинки ятаганов имели характерный для этого вида оружия двойной изгиб — вогнуто-выгнутый. Клинки украшались растительным или геометрическим орнаментом, выполненным золотой насечкой и серебряной инкрустацией. В орнамент вкрапливались надписи, содержащие отрывки из «Корана» и изречения типа: «От удара твоего ножа все враги рассеиваются», «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфакара» и др. Пяту клинка украшали разнообразные фигурные накладки: серебряные с черневым рисунком, филигранью и зернью; медные с чеканными розетками и листьями, оловянные, покрытые серебряной фольгой с тисненым рисунком. Рукояти ятаганов делались из слоновой и моржовой кости, рога, серебра, меди, украшались филигранью и кораллами.
В собрании ГИМ имеются интересные образцы индийского вооружения. Это сабли и палаши-кунды, ножи и кинжалы-кутары, булавы, перначи и анки, луки и щиты, фитильные ружья и капсюльные пистолеты, находившиеся на вооружении у воинов княжества Раджпутана. Клинки лучших образцов индийского оружия выкованы из булатной стали и украшены золотой насечкой. Рукояти кинжалов изготовлены из нефрита разных оттенков от светло-зеленого до молочно-белого и серого. Широкое применение нефрита для изготовления рукоятей кинжалов, возможно, связано с тем, что на Востоке он считался камнем победы, а также с необычайной вязкостью и прочностью этого материала.
Оригинальным типом оружия являются яванские, балийские и малайзийские крисы. Клинки крисов имеют прямую и волнообразную форму. Согласно поверьям клинки крисов символизируют тело священной змеи нага в двух ее состояниях: прямой клинок — змея находится в состоянии покоя и созерцания, волнообразный — змея находится в состоянии тревоги и волнения. Рукояти крисов выполнены из ценных пород черного дерева, макагона и сандала в форме фигурок демона-рокшаса и орла Гаруды.
В Историческом музее собрана уникальная коллекция именного оружия XX века, в частности периода Великой Отечественной войны. В музее хранится именное холодное оружие маршала Советского Союза Г. К. Жукова, генерала армии И. В. Тюленина, маршала И. С. Конева и маршала С. М. Буденного, главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, генерала армии И А. Плиева, генерал-лейтенанта Л. Доватора, автоматический карабин системы Токарева образца 1940 г., с оптическим прицелом — подарок от тульских оружейников и пистолет-пулемет системы Шпагина, принадлежавшие И. В. Сталину, карабин самозарядный системы Токарева С. М. Буденного; палаш генерал-полковника Коровникова А. Т., подарок от Польской республики.
Оружие из богатейшего собрания Государственного исторического музея помогает яснее представить историю многих славных и трагических событий военной истории России.
Ирина Николаевна Палтусова,
заведующий отделом
+7 (495) 692-10-27,
paltusovain@shm.ru
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация