Информация для посетителей
Акция при оплате через СБП

Кешбэк в размере 20% от стоимости покупки автоматически вернется на банковский счет

Подробнее

Отдел изобразительных материалов

В отделе изобразительных материалов Исторического музея хранится около 500 000 предметов. В основу коллекции легли материалы Политехнической выставки 1872 г., где были представлены в основном фотографии, связанные с Крымской войной 1853 г.

Собрание отдела формировалось различными путями: произведения покупались на торгу, поступали в дар от частных лиц, передавались по завещанию фондообразователей. Крупнейшими поступлениями стали собрания П. И. Щукина, А. П. Бахрушина, П. Я. Дашковой, И. Х. Колодеева и др.

После 1917 г. коллекция значительно пополнилась за счет поступлений из Государственного музейного фонда, Пролетарских музеев, тематических музеев — Старой Москвы и Бытового музея 1840-х гг. В 1920–1930-х гг. собрание пополнили произведения живописи, скульптуры, графики из коллекций неосуществленного Музея 1812 года и частных собраний сотрудников музея.

Портретный жанр является одним из ключевых в собрании Исторического музея. Гордостью собрания Исторического музея является коллекция живописи XVIII в. ГИМ обладает произведениями крупнейших русских мастеров — А. П. Антропова, И. П. Аргунова, М. Л. Колокольникова, Ф. С. Рокотова, В. А. Боровиковского и др.

В собрании живописи XIX века — произведения В. А. Тропинина, иностранных художников (М. Гомиона, Б. Ш. Митуара, К. Лаша и др.), крупнейшее собрание народного бытового портрета первой половины XIX в.

В фонде акварели и рисунка XIX — начала XX вв. портретный жанр представлен уникальными акварельными работами П. Соколова, В. Гау, К. Брюллова, К. Гампельна, пастелями К. Барду, Д. Каффе и И.-Г. Шмидта, рисунками В. Жуковского.

В собрании хранятся миниатюрные портреты XVIII — начала XX вв., выполненные в классической (кость, акварель, гуашь) или более редкой технике (эмаль на металле и др.). Особую ценность представляет крупнейшая в России — около 200 предметов, коллекция эгломизе (гравирование по золоченому стеклу).

Жанр портрета представлен в технике гравюры, литографии, хромолитографии, цинкографии, фототипии, офсета. Несомненный интерес представляет иконография членов императорской династии Романовых.

Ценнейшая часть фотографического фонда ГИМ — крупнейшая в нашей стране (около 300 единиц) коллекция первых фотографических изображений на металлической пластине — дагеротипных портретов 1840-1850-хх гг.

В собрании скульптуры наиболее полно представлен период конца XVIII — начала XIX вв. работами И. П. Мартоса, Л.-М. Гишара, Д.-А. Шоде и др., выполненными из мрамора, бронзы, камня, шпиатра. Несомненный интерес представляет серия работ А. Кановы и мастеров его круга. Уникальной коллекцией в собрании ГИМ является фонд архитектурной графики XVIII — начала XX вв. Среди них следует отметить редкую по своему содержанию серию подготовительных рисунков И. Сабата и С. Шифляра к литографированным видам Петербурга 1820-х гг., виды Варшавы и ее окрестностей, исполненные польским художником З. Фогелем в последней четверти XVIII в.

Самая значительная и полная среди других музейных собраний России коллекция видов г. Москвы, начиная с середины XVI до начала XX в. (около 10000 предметов) является гордостью Исторического музея. Среди них — акварели и рисунки известных московских и петербургских художников, работавших в жанре городского пейзажа — от Ф. Алексеева и М. Воробьева до Н. Маковского и М. Чичагова. Коллекция «Церкви и монастыри Москвы» состоит из чертежей, планов и видов большей части известных памятников Москвы и ее окрестностей.

Большую ценность представляет фонд гравюры Петровского времени, включающий в себя подлинные гравюры с изображением главных событий военной и политической истории первой четверти XVIII в.

В коллекции русских лубочных картинок представлены произведения XIX в.

Фонд плаката охватывает период с середины XIX-ХХ вв. и представлен произведениями К. Коровина, К. Сомова, И. Билибина, А. и В. Васнецовых, К. Малевича, А. Лентулова, В. Маяковского, Д. Моора, И. Тоидзе, В. Корецкого, Бор. Ефимова, Кукрыниксов и др.

Уникальным является фонд авторских фотонегативов, наиболее полно отражающий период истории России начала ХХ века и Великой Отечественной войны 1941-1945. В собрании фотографии особое место занимают материалы выставки 1942 г., посвященной битве под Москвой. Работы выдающихся отечественных фотографов М. С. Наппельбаума, З. З. Виноградова, Я. И. Рюмкина и др., представляют не только историческую, но и художественную ценность.

Контакты:

Наталия Николаевна Скорнякова,
заведующий отделом
+7 (495) 692-14-80,
skorniakovann@shm.ru