Коллекция икон начала складываться одновременно с формированием собрания памятников российских древностей Исторического музея. В разные года отдельные памятники из своих собраний передали музею такие крупные антиквары-коллекционеры, как С. Т. Большаков, И. Л. и Д. И. Силины, А. П. Бахрушин. В дар музею поступили коллекции российских древностей П. И. Щукина и А. С. Уварова, среди которых большое место занимали иконы. На протяжении многих лет постоянными дарителями икон музею были коллекционеры Ф. М. Челышкин и И. А. Голышев. Поступали иконы и от частных лиц — великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, Почетного Председателя музея; иконописца- коллекционера О. С. Чирикова, антиквара П. М. Иванова, А. С. Бахрушиной, и многих других. Дарителями икон были и сотрудники музея: князь Н. С. Щербатов, директор музея с 1909 по 1921 гг., А. В. Орешников, первый хранитель музея; его помощник В. Н. Щепкин, ученый секретарь музея И. М. Тарабрин. В музее к концу XIX — н. XX в. было собрано около 1200 икон.
В 1920-х гг. в музей поступили памятники древнерусского искусства из национализированных частных коллекций: Е. Е. Егорова, Н. М. Постникова, С. П. Рябушинского, П. П. Шибанова, Л. К. и Л. Л. Зубаловых, Г. К. Рахманова и многих других известных коллекционеров. В большом количестве в собрание попадали иконы из многочисленных закрытых церквей и монастырей, из соборов и монастырей Московского Кремля, Оружейной палаты, Патриаршей ризницы, Мироваренной палаты, Синода; из ряда музеев: Румянцевского, Строгановского, I-го Пролетарского, Археологического кабинета МГУ, Музея Истории Религии и многих других. Таким образом, в 1920-е годы Исторический музей стал обладателем одного из крупнейших собраний церковного искусства — около 34 000 единиц хранения. В его состав входили все церковные памятники: иконы, древнерусское шитье, литье, церковная утварь, резьба по дереву, камню и кости. Среди древнерусских икон оказались такие всемирно известные шедевры как: «Богоматерь Владимирская» XII в. (ГТГ), «Благовещение Устюжское» XII в. (ГТГ), «Ангел Златые власа» XII в. (ГРМ), икона знаменитого иконописца Феофана Грека «Богоматерь Донская» ХIV в. (ГТГ), «Святая Троица» (ГТГ) кисти прославленного иконописца Андрея Рублева и его «Деисусный чин» из Звенигорода (ГТГ).
В 1921 г. произошла реорганизация отделов музея, они были объединены в 6 разрядов. В «III исторический специальный разряд», в котором хранились и экспонировались вещественные памятники по отраслям быта, вошло и отделение религиозного быта, которое просуществовало до 1929 г. Древнерусские памятники были переданы в другие отделения музея: утварь — в отделение государственного быта, резьба — в отделение домашнего быта, шитье и облачение — в отделение тканей. Иконы перешли в отделение Иконографии (изобразительный материал), со временем получившее наименование отдел бытовой иллюстрации.
В 1930 г., после упразднения отдела религиозного быта, порядка 400 памятников XII — XVII вв. поступило в Государственную Третьяковскую галерею. Часть икон была передана в Антиквариат, Госторг, Гохран, Торгсин.
В настоящее время Исторический музей обладает уникальным собранием древнерусской живописи, которое насчитывает более 5000 памятников. Это одно из крупнейших собраний иконописи в России: здесь хранятся произведения XIV-XVI вв., без которых невозможно всестороннее изучение русской иконописи; представлены все крупные иконописные центры России: Новгород, Псков, Москва, Русский Север. Уникальна по своему составу и художественному уровню коллекция иконописи XVII — начала XX вв. Исторический музей также обладает самым крупным в России собранием византийской и поствизантийской иконописи (XIII — XIX вв.).
Людмила Петровна Тарасенко,
заведующий отделом
+7 (495) 698-19-16,
tarasenkolp@shm.ru
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация