Советское плакатное искусство было одним из мощнейших средств государственной пропаганды. Ленин как вождь Октябрьской революции и основатель Советской державы «смотрел» на ее граждан и зарубежных гостей с сотен различных плакатов с 1920-х до начала 1990-х гг.
Однако очевидно, что образ вождя неоднократно менялся за время существования Советского Союза. В какую сторону эволюционировал плакатный ленинский образ? Под влиянием каких изменений в политико-идеологической линии партии и в советской культуре происходили его трансформации? Данные вопросы будут в центре внимания на предлагаемой лекции.
Лектор: Махнырев А. Л., экскурсовод Исторического музея, кандидат исторических наук
Место проведения: Лекторий Исторического музея
Дата проведения: 1 ноября в 19:00
Стоимость: от 0 до 2000 р. (в зависимости от категории)
Владимир Ленин – один из самых ярких и противоречивых персонажей в истории России. Его идеи до сих пор вызывают жаркие споры, а личность окутана мифами и легендами.
Почему мифы о Ленине стали частью народного фольклора? Как именно они создавались? Правда ли, что руководитель партии большевиков был агентом иностранных разведок? Кто и когда впервые сравнил Ленина с грибом? В конце концов, нес ли Ильич бревно, или это одна из легенд ленинианы?
Об этих и других сюжетах гости Исторического музея узнают в рамках лекционной программы к выставке «Ленин».
Лектор: Аникин Д. А., кандидат философских наук, доцент факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, методист Исторического музея
Место проведения: Половецкий дворик Исторического музея
Дата проведения: 8 ноября в 19:00
Стоимость: от 0 до 2000 р. (в зависимости от категории)
После установления Советской власти рождественские и новогодние торжества были отменены – Новый год начнут снова отмечать только с середины 1930-х годов.
Какое отношение имел Ленин к этому событию? Как его образ оказался приобщен к новогодним праздникам? Когда Новый год обрел знакомые нам атрибуты – от елки до Деда Мороза? Наконец, как политические реалии и идеологические интересы того времени трансформировали народные традиции?
Об этом и многом другом – в предновогодней лекции Даниила Аникина в рамках лекционной программы к выставке «Ленин».
Лектор: Аникин Д. А., кандидат философских наук, доцент факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, методист Исторического музея
Место проведения: Лекторий Исторического музея
Дата проведения: 20 декабря в 19:00
Стоимость: от 0 до 2000 р. (в зависимости от категории)
Цикл лекций «Ленин в кино» посвящен эволюции кинематографического образа вождя мировой революции с 1920-х годов до современности.
В шести лекциях будут рассмотрены ключевые этапы формирования образа Ленина: от новаторских работ советского авангарда до канонических фильмов сталинской эпохи, от «оттепельного» образа человека и мыслителя до сатирических трактовок в постсоветский период.
Погружаясь в историю советского и мирового кинематографа, гости Исторического музея узнают, как создавались и разрушались мифы о Ленине на экране, а также как как кино отражало идеологические сдвиги и культурные перемены разных эпох.
Лектор: Андрей Апостолов, киновед, продюсер
Место проведения: Лекторий Исторического музея
Стоимость: от 0 до 2000 р. (в зависимости от категории)
Большевики уделяли большое внимание развитию кинематографа. Они считали, что кино должно служить интересам рабочего класса и отражать революционные идеи, а Ленин называл его «важнейшим из искусств».
Как эта установка повлияла на развитие советского кинематографа? Почему революционный прорыв в кино случился в год смерти вождя? Как на подход к историко-революционному кино повлияла борьба за власть между Сталиным и Троцким? Какие подходы к образу Ленина предложили Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн? И почему после выхода фильма «Октябрь» на изображение Ленина в кино было наложено негласное табу?
Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете на первой лекции из авторского цикла Андрея Апостолова «Ленин в кино».
Дата и время проведения: 2 ноября, 17:30
В 1937–1938 годах на киноэкранах появилось сразу несколько фильмов, которые заложили основу каноничного образа Ленина и революции. Этот канон оставался неизменным до самого конца существования СССР.
На рубеже 1930–40-х годов образ Ленина воплотили Борис Щукин и Максим Штраух. В свою очередь, эталонными фильмами с точки зрения подхода к образу вождя стали «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма, а также «Человек с ружьем» Сергея Юткевича. Эти картины не только сформировали жанровый канон, но и заняли центральное место в советской социальной мифологии, фактически став официальной версией истории социалистической революции.
О создании каноничного образа Ленина – во второй лекции цикла.
Дата и время проведения: 16 ноября, 17:30
Период «оттепели» с лозунгом о возвращении к «ленинским нормам» стал кульминацией советской киноленинианы. Если в сталинскую эпоху Ленин представал исключительно как профессиональный революционер и партийный лидер, то в фильмах 1950–60-х зрители увидели Ленина-ребенка, Ленина-мыслителя, Ленина-семьянина. В эти годы появился и новый главный исполнитель роли Ленина – Юрий Каюров.
Об этих и некоторых других метаморфозах «оттепельного» образа Ленина – в третьей лекции Андрея Апостолова.
Дата и время проведения: 14 декабря, 17:30
В 1970 году в СССР масштабно отмечалось столетие Ленина. Парадоксально, но к юбилею не было выпущено ни одного принципиально значимого и заметного фильма об основателе коммунистической партии и советского государства.
Кризис темы был очевиден и кинематографистам, и представителям власти. Они пытались справиться с отсутствием живой энергии и инерцией путем приглашения на роль Ленина популярных актеров – Андрея Мягкова и Родиона Нахапетова.
О причинах кризиса важнейшей темы советского кино в годы «застоя» – в четвертой лекции Андрея Апостолова.
Дата и время проведения: 11 января, 17:30
Перестройка и последовавший за ней коллапс советского строя – время низвержения ключевых советских мифологем, в том числе и культа Ленина. В фильмах 1980–90-х годов Ленин зачастую предстает либо отрицательным персонажем, либо комическим героем. А в фильмах и сериалах XXI века Ленин чаще всего показан фанатиком, одержимым революционной идеей.
Однако в эти же годы Ленин превращается в культурный мем, чистый символ определенной эстетики, лишенный политического содержания.
Об этих изменениях образа Ленина, переставшего быть объектом поклонения, и пойдет речь на пятой лекции.
Дата и время проведения: 22 февраля, 17:30
Образ Ленина в зарубежном кинематографе – это не только отражение советской истории, но и инструмент идеологической борьбы. Интерес к образу Ленина возник еще в 1920–30-е годы: как в СССР, так и в других странах мира начали снимать фильмы про вождя мировой революции.
Каким представляли Ленина монгольские и китайские режиссеры? Как видели Ленина кинематографисты периода «холодной войны» и как ее конъюнктура влияла на них? Как играли Ленина Бен Кингсли и Жан-Люк Годар, и почему его хотел сыграть Леонардо Ди Каприо?
Об образе Ленина в представлении иностранных режиссеров – в заключительной лекции цикла «Ленин в кино».
Дата и время проведения: 15 марта, 17:30
Купить билет
Заказать это мероприятие можно удобным для вас способом:
Купить билет
Заказать это мероприятие можно по телефону:
Заказать это мероприятие можно удобным для вас способом:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация