Информация для посетителей
Изменения в режиме работы Музейного комплекса
В период с 1 по 7 ноября 2025 года Музейный комплекс меняет режим работы. Будьте внимательны при планировании визита. Актуальная информация — всегда на страницах музеев на сайте.
Подробнее
График работы музейного комплекса 3 ноября 2025 года
3 ноября 2025 года Главное здание Исторического музея работает до 16:00 (касса до 15:00). Покровский собор работает до 14:00 (касса до 13:00).
Опрос о качестве работы музея
Просим вас пройти опрос о качестве работы музея. Ваше мнение поможет нам стать лучше!
Пройти опрос

Объединенная Северо-Кавказская археологическая экспедиция

В горах Северного Кавказа не слишком много земли, пригодной для жилья, пастбищ или земледельческих террас. Сказываются суровые условия региона и опасность со стороны соседей или пришлых врагов. Потому древние горцы столетиями селились на одних и тех же местах и хоронили своих умерших на кладбищах рядом с поселениями.

Один из таких археологических памятников – могильник Заюково-3. Он расположен на левом берегу рек Баксан близ села Заюково Кабардино-Балкарской республики и функционировал с X в. до н.э. по IX в. н.э. На сегодняшний день это единственный некрополь Центрального Кавказа со столь масштабным хронологическим охватом.

В конце позднего бронзового – начале раннего железного века на берегах Баксана жили племена западной кобанской археологической культуры. Это коренное население региона, знаменитое, прежде всего, своими бронзолитейными традициями. К этому периоду относятся погребения женщин с богатыми нагрудными уборами, включавшими в себя произведения зоо- и антропоморфной пластики. Наиболее интересные предметы этой категории – ожерелье из погребения 148 с подвесками в виде оленя и рогатых птиц и изображение рожающей женщины из погребения 24. В скифскую эпоху местные племена активно контактировали со степными кочевниками. В погребениях местных вождей обнаружены произведения в скифском зверином стиле и его кавказских подражаниях.

Во II – I вв. до н.э в предгорную часть бассейна Баксана с территории Кисловодской котловины проникают сарматизированные племена – носители культурного комплекса Подкумок-Хумара, прочно занявшие эту территорию до середины III в. н.э. Кавказские горцы подверглись значительному влиянию кочевников-сармат, но отчасти сохранили и собственные традиции. Это население находилось в сфере политических и торговых связей Римской империи, о чем свидетельствуют многочисленные импортные изделия. Например, эмалевые фибулы-броши из погребения 124 или золотой медальон со вставкой из осколка стеклянного полихромного сосуда из погребения 104.

Во второй половине V в. сарматизированных горцев вытеснили аланы. Наиболее характерная черта погребального обряда этих племен – захоронение в подземных камерах-катакомбах. Наиболее яркий комплекс эпохи – погребение 86. Здесь в полу погребальной камеры был обнаружен тайник с княжескими сокровищами – золотой гривной и двумя подвесками с гранатовыми вставками. Ювелирные изделия столь высокого уровня не могли быть изготовлены местными мастерами или быть предметом торговли. Их изготавливали царские мастерские византийских императоров или персидских шахов. В горах Кавказа такие украшения могли оказаться только в качестве дипломатического дара местному вождю, в дружбе которого были заинтересованы правители далеких цивилизованных государств.

Начальник Объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Исторического музея,
научный сотрудник Отдела археологических памятников
А.А. Кадиева

Поделиться экспедицией