Общероссийская акция по сбору средств на реставрацию монумента завершена
О проекте3 ноя. 2022
С помощью компьютерной графики мы можем показать вам как создавался памятник Минину и Пожарскому.
13 июл. 2022
Скульптуры Минина и Пожарского вернулись на постамент после реставрации. Об этом сообщает Государственный исторический музей (ГИМ). Ранее министерство культуры РФ заявляло о намерении открыть обновленный памятник 4 ноября, в День народного единства. «Ровно полгода назад мы с волнением наблюдали за тем, как „бронзовые стражи“ Красной площади впервые покидают постамент. Сегодня Исторический музей рад сообщить, что основной этап сложнейшей работы по реставрации скульптурной группы завершен», говорится в Telegram Исторического музея. Процесс, действительно, был непростым: специалисты удалили из скульптур более 500 килограмм корродированного технологического каркаса и остатков формовочной массы. Кроме того, реставраторами были устранены многочисленные дефекты оболочки скульптур, проведен комплекс работ по патине. «Отлит и установлен новый каркас для укрепления плинта скульптурной композиции и подкладки под плинт. После перемещения продолжатся работы по патинированию поверхности скульптур и плинта, а также реставрационные работы на гранитном постаменте», также подчеркнули в музее. Ранее работы над памятником Минину и Пожарскому оценила министр культуры РФ Ольга Любимова. Она отметила, что открытие монумента после большой реставрации запланировано на предстоящий День народного единства, который отмечается 4 ноября.
13 июл. 2022
На Красной площади закончили реставрационные работы барельефов монумента Минину и Пожарскому, в настоящее время идет подготовка к их установке, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Исторического музея. «Барельефы на памятнике Минину и Пожарскому являются неотъемлемой частью композиции, неся важное смысловое и символическое значение», — говорится в сообщении. На переднем барельефе скульптор Иван Мартос создал жителей Нижнего Новгорода, дающих пожертвования на формирование ополчения. Также ученик скульптора изобразил самого Мартоса с сыновьями, один из которых участвовал в войне 1812 года. На другом барельефе — изгнание поляков: их побег, и князь Пожарский, который настигает войска. В музее уточнили, что в 2001 году случилось падение заднего барельефа со смертельным исходом. В ходе работ было решено надежно закрепить барельефы на монументе. По словам специалистов, изначальное крепление барельефов восстановить нельзя из-за технического состояния. Однако реставраторам уже удалось отремонтировать шлем Пожарского и изготовить наушину шлема вместо утраченной в начале 2000-х годов. Кроме того, в Историческом музее рассказали, что благодаря проводимым работам с памятником получилось узнать неизвестный до этого факт из истории. «При реставрации постамента специалисты обнаружили, что первоначально знаменитый монумент на Красной площади планировалось открыть в конце 1817 года, о чем свидетельствуют отверстия для металлических накладок (цифр 1817). Однако визит императора Александра I в Москву не состоялся, и торжественное открытие памятника перенесли на 20 февраля 1818 года», — говорится в сообщении. Ранее сообщалось, что особняк Гектора Францевича Симоно, построенный в 1898 году, ждет реставрация. Специалисты проведут историко-архивные и библиографические исследования, изучат инженерно-технические особенности здания. Отмечается, что здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Дом-терем спроектирован и оформлен в традициях эклектики с элементами модерна.
13 янв. 2022
В конце декабря 2021 г. были завершены работы по оборудованию павильона над памятником Минину и Пожарскому, проведению испытаний кран-балки и инженерному оборудованию павильона.
13 января 2022 г. в 14.08 скульптурная группа была успешно поднята с помощью кран-балки с постамента и перенесена на реставрационно-монтажный стол.
«Сегодня произошло поистине историческое событие — самый опасный и ответственный момент реставрационных работ, связанный с отсоединением скульптурной группы от постамента, благополучно завершен. Теперь реставраторы приступают к детальному обследованию памятника и процессу реставрации», — говорит Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.
Проектное решение о реставрации памятника на Красной площади без переноса и технология реставрации были одобрены Научно-методическим советом при Минкультуры России. В процессе реставрации будет удален технологический каркас фигур и остатки формовочной смеси через технологические отверстия, проведена реставрация внутренней и внешней поверхностей скульптур и барельефов, замена каркаса плинта.
Работы по реставрации памятника будут завершены к ноябрю 2022 г.
Реставрацию знакового для страны монумента проводит Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»).
Стоимость работ составляет 55 млн. рублей.
Памятник национальным героям России создавался на народные пожертвования, и работа над ним продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года. 5 августа 1816 года в литейной мастерской.
Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге были отлиты скульптурная группа, состоявшая из двух колоссальных фигур и круглого щита. Скульптуры высотой 4,5 метра были выполнены по уникальной для того времени технологии выплавления из восковой модели за один прием.
4 марта (20 февраля) 1818 года в торжественной обстановке император Александр I и члены императорской семьи открыли памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места, напротив Верхних торговых рядов, к фасаду Покровского собора.
В 2016 году памятник был передан в оперативное управление Историческому музею. В августе 2018 года Государственный исторический музей объявил всероссийскую акцию по сбору средств на реставрацию памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому – первого скульптурного монумента Москвы, установленного на Красной площади 200 лет назад в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году. Жертвователями стали сотни российских граждан, а также граждане стран СНГ. Самое крупное пожертвование было сделано банком «ПСБ». Оставшаяся часть средств, необходимых для реставрации монумента, выделена Министерством культуры Российской Федерации.
Окончание реставрационных работ запланировано на ноябрь 2022 года.
Сегодня произошло поистине историческое событие:
Проектное решение о реставрации памятника на Красной площади без переноса и технология реставрации были одобрены Научно-методическим советом при Минкультуры России:
9 июн. 2021
Государственный исторический музей объявляет о начале реставрационных работ на памятнике Минину и Пожарскому. В настоящее время около монумента специалистами Института археологии РАН проводятся археологические исследования, по завершении которых начнется строительство специального отапливаемого павильона-мастерской над памятником для проведения реставрации. Это позволит избежать рисков повреждения скульптурной группы при транспортировке и сделает возможным проведение всех необходимых работ на месте.
Реставрацию знакового для страны монумента проводит Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»). Стоимость реставрационных работ составляет 55 млн. рублей.
18 сент. 2020
Государственный исторический музей информирует, что по результатам конкурса на проведение работ по реставрации памятника Минину и Пожарскому, победителем объявлено Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»).
Межобластное научно-реставрационное художественное управление основано в 1974 году. Специалисты МНРХУ реставрировали настенные росписи в памятниках архитектуры XII-XVII веков в Новгороде, Пскове, Казани, Кириллове, Свияжске, других древних городах России; возрождали настенные росписи в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля, соборе Василия Блаженного на Красной площади.
Стоимость реставрационных работ составит 55 млн. рублей.
В августе 2018 года Государственный исторический музей объявил всероссийскую акцию по сбору средств на реставрацию памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - первого скульптурного монумента Москвы, установленного на Красной площади 200 лет назад в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году.
Жертвователями стали сотни российских граждан, а также граждане стран СНГ. Самые крупные пожертвования были сделаны Российским военно-историческим обществом и банком «ПСБ». Оставшаяся часть средств, необходимых для реставрации монумента, выделена Министерством культуры Российской Федерации.
Начало реставрационных работ запланировано на ноябрь 2020 года.
Ознакомиться с конкурсной документацией и проектом реставрации можно на официальном сайте госзакупок.
Государственный исторический музей завершил всероссийскую акцию по сбору средств на реставрацию первого скульптурного монумента Москвы, установленного на Красной площади 200 лет назад в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году — памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
В конце 2016 года скульптурный монумент был официально передан в ведение Государственного исторического музея и специалисты получили возможность исследовать памятник. В настоящее время его состояние вызывает серьёзные опасения и для сохранения монумента необходима безотлагательная реставрация.
200 лет назад подъём общенационального патриотического настроения позволил воздвигнуть на Красной площади монумент, и по сей день символизирующий силу, могущество духа и безграничную любовь к Родине её защитников во все времена. Объединив усилия, мы сможем сберечь для последующих поколений этот символ нашей страны, явив неравнодушие к сохранению национального культурного наследия.
На этой странице опубликованы имена частных жертвователей и наименования организаций, оказавших поддержку проекту реставрации. В дальнейшем здесь же можно будет проследить за ходом реставрации, увидеть финансовые отчёты.
Создан выдающимся русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835). Памятник был воздвигнут в самом сердце Первопрестольной, на Красной площади, и торжественно открыт 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, являясь и сейчас одной из главных визитных карточек столицы нашей страны.
Монумент занимает исключительное место в истории русской культуры. Гражданин Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.
Работа над памятником началось в самый разгар Наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войной 1812 года, в период небывалого подъёма патриотического настроения в обществе. Именно поэтому монумент, наполненный гражданским пафосом, воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне. Недаром в одном из ранних описаний произведения И.П. Мартоса есть такая фраза: "Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох".
Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые появилась в 1803 году у членов прогрессивного "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", одним из членов которого был И.П. Мартос. К 1804 году скульптором уже была разработана программа будущего памятника, а через некоторое время выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из‐за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.
В 1808 году мысль об увековечивании подвига народных героев возникла вновь, у жителей Нижнего Новгорода, родного города "гражданина Минина". Инициатива была поддержана императором Александром I и в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса, это: С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут‐Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за И.П. Мартосом, проект которого, значительно переработанный, в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.
1 января 1809 года была открыта подписка "на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт‐ректора Академии художеств статского советника Мартоса" и во все губернии Российской империи разосланы выгравированные рисунки монумента. В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, "которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина", а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началось работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштаб памятника, завершённой в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила "искусство нового Фидиаса".
Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы И.П. Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года, в присутствии многочисленных зрителей, в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы.
Присутствовавший при "рождении" своего произведения И.П. Мартос писал: "Медь плавилась 10‐ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение её в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно". Отливка колоссальной скульптурной группы (высота 4,5 метра) по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.
Постамент памятника был изготовлен известным каменотесом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768–после 1840) из трех монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.
21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт‐Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве‐реке.
В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818" и принято окончательное решение "поставить монумент на Красной площади". Конкретное место определил И.П. Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против его входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей состоялось торжественное открытие памятника. В мероприятии приняли участие император Александр I, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Фёдоровны, великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Перед только что открытым памятником прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы".
Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.
Более года шла разработка проекта реставрации главного московского монумента. В настоящее время проект разработан, получил одобрение Научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России. В результате сопоставления рисков, которым подвергнется памятник при различных вариантах организации работ, оптимальным решением признано устройство утепленного отапливаемого павильона-мастерской непосредственно над постаментом. Монумент не будет вывозиться с Красной площади. Срок проведения реставрационных работ по планам специалистов составит 2,5 года.
В конце января 2020 г. Исторический музей получил положительное заключение ФГУП «Росгосэкспертиза» на сметную документацию на общую сумму 58 232 070 руб., включая строительство мастерской, оборудования ее инженерными системами и системами безопасности.
Комплексная реставрация памятника предусматривает очистку полостей от стержневой массы и удаление прокорродировавших железных элементов внутреннего каркаса скульптурной группы; расчистку поверхности скульптурной группы с максимальным сохранением естественных патин; заделку дефектов, отверстий, трещин на поверхностях; патинирование; усиление дренирования полостей фигур.
Помимо этого будут проведены работы по комплексной реставрации постамента: замена подкладок под плинт в виде железных брусьев; усиление, гидроизоляция, дренирование фундаментов постамента; реставрация гранита, отмостки и бордюра; реставрация и крепление барельефов; реставрация и восстановление позолоты букв; подсветка и озеленение.
После проведения всех необходимых работ будет осуществлен монтаж скульптурной группы на постамент.
В ноябре-декабре 2018 года реставраторы исследовали памятник изнутри:
Сбор пожертвований окончен. Теперь следите за новостями о ходе реставрационных работ.
Телевидение
Первый канал, 13 июля 2022
Первый канал, 13 июля 2022
НТВ, 13 июля 2022
ТК "Звезда", 13 июля
2022
ТК "Звезда", 13 июля
2022
ОТР, 13 июля 2022
Россия К, 13 июля 2022
ТК "МИР", 13 июля 2022
Рен ТВ, 13 июля 2022
ТВ Центр, 13 июля
2022
Москва 24, 13 июля
2022
Россия К, 9 июня
2021
Россия 1, 9 июня
2021
НТВ, 30 октября 2019
Россия К, 30
октября
2019
ТВ Центр, 30
октября 2019
Первый канал, 30 октября 2019
Первый канал, 20 февраля 2019
Первый канал, 20 февраля 2019
Москва 24, 11 января 2019
Первый канал, 18 декабря 2018
ТК "Звезда",
17 декабря 2018
ТВ Центр, 17 декабря
2018
НТВ, 17 декабря 2018
Россия К, 12
октября
2018
Первый канал, 17 сентября 2018
Россия К, 14
сентября
2018
ТВ Центр, 13 сентября
2018
Первый канал, 13 сентября 2018
Первый канал, 13 сентября 2018
Россия К, 7
сентября
2018
Россия 1, 31 августа
2018
Москва 24, 31 августа 2018
Интернет издания
МИЦ Известия, 13 июля 2022
Коммерсантъ, 13 июля
2022
Интерфакс, 13 июля
2022
Интерфакс, 13 июля
2022
РИА Новости, 13 июля 2022
ТАСС, 13 июля 2022
Российская газета, 13 июля 2022
Российская газета, 13 июля 2022
Вечерняя Москва, 13 июля 2022
Московский Комсомолец, 13 июля 2022
Абзац, 13 июля 2022
Mash, 13 июля
2022
Mos.news, 13 июля 2022
РИАМО, 13 июля 2022
История.рф, 13 июля 2022
Милосердие.ru, 1 ноября 2018
Журнал "Огонёк", 29 октября
2018
Радио MediaMetrics,
18 октября
2018
ТАСС, 20 сентября 2018
Радио Культура, 17
сентября
2018
РИА
Новости #
Недвижимость, 17 сентября 2018
ТАСС, 17 сентября 2018
Российская газета, 30 августа 2018
Вести. Недвижимость, 30 августа 2018
Новости Дальний
Восток, 30
августа 2018
Colta.ru, 29 августа 2018
Meduza, 29 августа 2018
Вечерняя Москва, 29 августа
2018
The Artnewspaper Russia, 29
августа
2018
The
Village, 29 августа 2018
Новая газета, 29 августа 2018
РИА Новости #
Недвижимость,
29 августа 2018
ТАСС, 29
августа 2018
Москва 24, 29 августа
2018
Стрелка, 29 августа 2018
Управление общественных связей, рекламы и маркетинга Исторического музея
+7 (495) 698-18-46