На главнуюВыставки и события

Александр Герасимов. К 135-летию художника

Исторический музей Выставки

Все события

Место проведения

Исторический музей

Режим работы выставки

  • 10 февраля - 11 апреля 2016
  • ежедневно с 10.00 до 18.00, касса до 17.30
  • по пятницам и субботам - с 10.00 до 21.00, касса до 20.00
  • вторник - выходной день

Адрес

  • Выставочный комплекс Исторического музея (площадь Революции, 2/3)

взрослый билет - 300 руб

пенсионеры и студенты - 150 руб

Все категории цен

Это первая монографическая выставка художника в России за последние шестьдесят лет. На ней представлены импрессионистические натюрморты и пейзажи, проникновенные портреты и полотна, благодаря которым Александр Герасимов вошел в историю как создатель соцреалистического канона, мастер картин сталинской эпохи, главной темой которых был образ «вождя, счастливого счастьем народа».

Он стал народным художником, лауреатом четырех Сталинских премий, а затем – всесильным первым президентом Академии художеств СССР. И хотя его картины не отражают советскую реальность тех лет, мы найдем в них нечто более интересное – историю советского воображения, систему идеологических символов, читаемые «иконы», которые должны были в традициях русского авангарда сформировать образ «нового человека».

В послереволюционные годы на роль создателей «стиля эпохи» претендовали различные творческие объединения, но время «пропустило вперед» именно Герасимова. Почему? Организаторы выставки пытаются найти ответ на этот вопрос. Восхождение художника на вершину славы началось в 1930 году с создания картины «В.И. Ленин на трибуне» (ГИМ), ставшей самой тиражируемой за всю историю СССР. Работы, посвященные сталинской теме, очерчивают весь житийный круг от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), которую вождь дал в 1924 году, пообещав продолжить дело Ленина, до «Похорон Сталина» (частная коллекция Москва), где мы видим величественный профиль в обрамлении траурных лент и цветов. Особо отметим феноменально большую картину «Гимн Октябрю», (ГРМ), за которую Герасимов получил свою вторую Сталинскую премию.

В последний раз москвичи видели ее в 1949 году на выставке, посвященной 70-летнему юбилею Сталина, а затем эту работу убрали на долгие 50 лет из выставочных залов и даже из всех выходивших впоследствии каталогов художника, как будто ее никогда не существовало. Почему так случилось, стало известно совсем недавно. Оказывается, изображенного на полотне торжественного заседания в Большом театре по случаю ХХV годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года, о котором было заранее объявлено, на самом деле не было, и Герасимову поручили воплотить его в жизнь на холсте.

В последние двадцать лет картина стала одним из самых востребованных экспонатов Русского музея, побывав на десяти зарубежных выставках. И сейчас ее снова можно будет увидеть в Москве. На выставке представлены картины Александра Герасимова из почти двух десятков российских и зарубежных частных коллекций (Белоруссия, Великобритания, Италия, Франция, США), в том числе, из собрания Бориса Минца (Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва). Посетители смогут увидеть «Ню» (частная коллекция, Москва) – самую раннюю работу художника, написанную в мастерской Коровина в 1912 году, и пейзажи 1910-х годов, «Натюрморт с букетами роз» (1947, частное собрание, Франция), портреты архитекторов и военных, иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», импрессионистические парижские сцены и путевые акварели из Индии и Китая. Многое из творческого наследия Герасимова широкий зритель увидит впервые.

Но настоящим открытием для многих станет красочная вакханалия «Половецких плясок» (1955, частная коллекция, Москва). Художник писал ее «для души». Буйные краски «осени патриарха» – словно попытка отдать высокому искусству все, что накопилось за долгие годы работы над правительственными заказами.

Завершает экспозицию картина «Колхозное стадо» (1959), невольно вступившая в диалог с современным искусством. Она хранилась в собрании семьи художника, а в 1991 году была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях и даже появлялась на торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондоне. В Москве технологическая экспертиза выявила под верхним слоем нижнее изображение, оказавшееся недописанным вариантом знаменитой картины «Сталин и Ворошилов в Кремле».






После расчистки неба «Колхозного стада» Александр Герасимов невольно оказался автором вполне современной картины в духе соцарта. Особенно хороша фигура доярки с ведром в центре, которая, обернувшись назад, в изумлении смотрит на вождей. Еще более удивительно, что в архиве художника сохранился один из отрезанных фрагментов первоначальной картины, который дополнил основное полотно, сделав его уникальным музейным экспонатом. Рассказывают, что в последние годы на вопрос «как дела?» художник неизменно отвечал: «В забвении. Как Рембрандт».




Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Другие события