На главнуюВыставки и события

Лекторий «18 89»

Исторический музей Лекции

Все события

Место проведения

Исторический музей

Место проведения

Исторический музей

Стоимость

вход по билету на лекцию с правом посещения экспозиции музея

Купить билет

Экскурсионный центр

+7 (495) 692-37-31

В 1889 году произошло важное для московской интеллигенции событие: в здании Исторического музея открылась лекционная аудитория на 700 мест, построенная по проекту инженера А. А. Семенова. Здесь проводились научные чтения, общественные собрания, читались лекции. В процессе перестройки здания аудитория была разобрана, а на ее месте построены помещения для других отделов музея. Современный лекторий «18 89» продолжает лучшие просветительские традиции музея и представляет интереснейшие лекции квалифицированных специалистов в области отечественной истории и культуры.   

Расписание Лектория «18 89»

Цикл лекций "Гений многоликого Потёмкина": к 280-летию со дня рождения

Цикл лекций посвящён личности и государственной деятельности самого яркого из соратников Екатерины Великой, светлейшего князя Г. А. Потёмкина‐Таврического. Он проделал впечатляющий путь от среднепоместного дворянина на Смоленщине до фактического соправителя императрицы. В лекциях цикла будут последовательно рассмотрены различные аспекты деятельности Потёмкина, в которых так или иначе проявились черты его гения: фаворит, царедворец, дипломат, гражданский и военный администратор, военачальник, меценат, любящий человек, друг.

Время проведения: 14:00

Лектор — Махнырёв А. Л., кандидат исторических наук, сотрудник Исторического музея

Место проведения: Лекторий Исторического музея

22 сентября. Потёмкин и Императорский Двор

Посетители лекции узнают о сложных "паркетных сражениях" при Императорском дворе, участником которых был Потёмкин. Лектор раскроет причины противостояния Потёмкина с семьями Орловых, Паниных, Воронцовых и Е. Р. Дашковой. Также речь пойдёт о формировании потёмкинской "придворной партии", а также о специфике отношений Потёмкина с другими фаворитами Екатерины II после окончания романа с императрицей.

29 сентября. Влияние Потёмкина на внешнюю политику России

В лекции будет освещена масштабная дипломатическая деятельность Потёмкина в широком контексте международных отношений 1770‐х — начала 1790‐х гг. Особое внимание лектора сосредоточится на рассмотрении сюжета о присоединении Крыма к России (1783 г.) и ключевой роли Потёмкина в этом событии. В лекции также будет рассказано, как Потёмкин помог выйти России из опасного для неё внешнеполитического положения в период русско‐турецкой войны 1787–1791 гг.

6 октября. "Пространны области пустынны // Во грады, в нивы обратил…": Потёмкин как руководитель освоения Северного Причерноморья

В лекции будет показана обширная деятельность Потёмкина по освоению Новороссии и Крыма, освещены вопросы организации управления на новых территориях, строительства Черноморского флота, заселения и хозяйственного развития края, основания новых городов: Екатеринослава, Херсона, Севастополя, Николаева. Также в лекции будет рассмотрен характер осуществления Потёмкиным национальной и конфессиональной политики на новых землях. Лектор уделит особое внимание вопросу о происхождении популярного историко‐культурного мифа о "потёмкинских деревнях", якобы возведённых во время путешествия Екатерины II в Крым в 1787 году.

13 октября. "Решитель дум в войне": Потёмкин как военный администратор и военачальник

Лектор расскажет о малоизвестной реформаторской деятельности Г. А. Потёмкина во главе Военной коллегии, попытается представить роль светлейшего князя как главнокомандующего в ходе русско‐турецкой войны 1787–1791 гг. Не будет обойдён вниманием и сложный характер взаимоотношений Г. А. Потёмкина с великими полководцами П. А. Румянцевым и А. В. Суворовым и выдающимся флотоводцем Ф. Ф. Ушаковым.

20 октября. Портрет Потёмкина на фоне собственного Двора: что скрывалось за маской "великолепного князя Тавриды"?

В лекции будет рассказано о Дворе самого Потёмкина, куда фактически входили очень разные люди: от подчинённых, многочисленных родственников светлейшего князя и любимых женщин, до знаменитых деятелей культуры, находившихся под покровительством Потёмкина. Светлейший князь окружил себя целой плеядой талантливых творцов — это и поэт Г. Р. Державин, и композитор Д. Сарти, архитектор И. Е. Старов, скульптор Ф. И. Шубин и многие другие. Перед слушателями предстанет образ жизни светлейшего князя со всеми его интересами, пристрастиями и привычками, достоинствами и недостатками. Лектор попробует "дорисовать" образ Потёмкина: не только как "великолепного князя Тавриды", героя од и парадных портретов, но и просто как человека.

27 октября. Память о Потёмкине в культуре России

В ходе лекции будет дан анализ трансформации образа Потёмкина в исторических сочинениях, художественной литературе, изобразительном искусстве, кинематографе. На эти изменения влиял контекст различных эпох, политико‐идеологический и общественный дискурс. В лекции будет рассказано, как порой непросто осуществлялось и осуществляется увековечивание памяти этого выдающегося государственного деятеля России.


Цикл лекций "Вторая мировая война в исторической памяти разных стран"

Приближается 75‐летие Победы в Великой Отечественной войне. В свете столь солидного юбилея актуальным становится не только сохранение исторического наследия, но и понимание того, как именно различается память о войне в различных странах. Курс лекций раскрывает своеобразие исторической памяти и траектории её изменения в современном мире. Из курса можно будет узнать, какой цветок является символом победы в Западной Европе, каким героем войны гордятся в Средней Азии, почему от Японии до сих пор требуют извинений за военные преступления. Лекции сопровождаются визуальными презентациями и будут полезны всем интересующимся современной историей и политикой.

Время проведения: 18:00

Лектор — Аникин Д. А. , кандидат философских наук, сотрудник Исторического музея

Место проведения: Лекторий Исторического музея

14 сентября. От покаяния к осмыслению. Германия и память о Второй мировой войне

В ходе лекции будет рассказано о том, как постепенно менялось отношение в Германии к итогам Второй мировой войны, почему немецкий канцлер не счел для себя зазорным встать на колени перед памятником жертвам нацизма, какую роль сыграл Холокост в идее создания единой Европы. Презентационные материалы помогут оценить роль монументов в увековечивании памяти о концлагерях, современные способы напоминания об итогах Второй мировой войны, а также понять, как на правовом и мемориальном уровне Германия препятствует реабилитации нацизма.

12 октября. "Нам нужна одна победа"? Бывшие союзники СССР и траектории их исторической памяти

Из лекции можно будет узнать, когда Сталина начали приравнивать к Гитлеру, а оккупация Германии странами‐союзниками превратилась в "экономическую помощь". Как США "раскрутили" целую индустрию комиксов на своем участии во Второй мировой войне и почему открытие Второго фронта стало ключевым событием в западных учебниках — об этом и многом другом вы узнаете на лекции.

16 ноября. (Не)разделённая ответственность. Бывшие союзники Германии и переосмысление войны

В лекции будут раскрыты стратегии обращения к прошлому в Финляндии, Италии, Румынии и Венгрии, которые были союзниками Германии во время Второй мировой войны. Каждая из них выбрала свой вариант. Например, в Финляндии маршал Маннергейм по‐прежнему остается национальным героем, в Италии потомки Муссолини основали свою политическую партию, а в Румынии и Болгарии предпочитают не вспоминать о своем участии в событиях Второй мировой. Отдельное внимание будет уделено памяти об участии в войне на стороне Германии отдельных воинских частей из других стран, например, испанской "голубой дивизии".

7 декабря. Преступники и жертвы. Травматическая память о Второй мировой на Балканах

Балканы не зря называют "пороховой бочкой Европы". Большинство европейских войн начиналось на Балканах или было непосредственно с ними связано. Из лекции можно будет узнать о том, как последствия Второй мировой войны отражаются на взаимоотношениях между народами бывшей Югославии, почему Сербия не может определиться со своими героями и кому ставят памятники хорваты. Особый вопрос коснется судьбы русских белоэмигрантов, проживавших на Балканах, их роли во Второй мировой войне и современной памяти о них.

18 января. Соседи и свидетели. Политика памяти в Восточной Европе

Как переосмысливается память о войне в Восточной Европе? Почему в Польше некоторые историки подвергаются травле? Как память о войне раскалывает современное украинское общество? Ответы на эти и другие вопросы можно будет узнать на лекции, посвященной политике памяти в Польше, Украине, Белоруссии, Чехии и Словакии. Каждая из этих стран постаралась определиться с собственным отношением к войне, причем несколько десятилетий спустя выясняется, что наблюдатели становятся соучастниками, а жертвы перестают быть героическими.

8 февраля. Оккупированная территория. Как помнит войну Прибалтика

На лекции вы услышите о том, как в современной Прибалтике относятся ко Второй мировой войне, почему там допускаются марши бывших легионеров СС, а герои борьбы за освобождение зачастую оказываются военными преступниками. Мы проследим сложную борьбу между национальными историями прибалтийских государств и попыткой их включения в европейское пространство памяти о Второй мировой войне. Отдельное внимание будет уделено русскому населению прибалтийских республик и их мемориальным практикам.

14 марта. Другая война. Политика памяти на Дальнем Востоке

Война с Германией настолько заслонила собой все остальные фронты боевых действий, что зачастую война с Японией "теряется" на этом фоне. Тем интереснее будет узнать о том, как в современной Японии относятся к своему участию в войне, за что Корея и Китай продолжают испытывать ненависть к японским оккупантам, а также как переосмысливается память о военном конфликте на реке Халхин‐Гол, где впервые продемонстрировал свой полководческий талант маршал Победы Г.К. Жуков.

11 апреля. Великая Отечественная война в исторической памяти России

Почему День победы стал праздноваться в СССР только с 1965 года? Как менялись парады на Красной площади в постсоветской России? Какое будущее ожидает "Бессмертный полк"? Ответы на эти и другие вопросы будут раскрыты в лекции, посвященной российской политике памяти о Великой Отечественной войне. На основании иллюстративных материалов и результатов социологических исследований будет дан анализ того значения, которое имеет День победы в современной России, а также показаны варианты его празднования в отдельных регионах страны.


Цикл лекций "Повседневная жизнь в Средневековой Руси и Московском царстве"

Быт русского человека несколько столетий назад существенно отличался от повседневной жизни человека современного, вне зависимости от его социального положения, происхождения и статуса. Предлагаемый курс лекций в популярной форме представляет особенности жизни царского двора, городского населения и духовенства, особенности их религиозной жизни и мировоззрения.

Время проведения: 14:00

Лектор — Стецюра Т. Д., кандидат исторических наук, старший преподаватель Департамента истории МФТИ

Место проведения: Лекторий Исторического музея

10 ноября. Быт царского двора в России в XVI-XVII вв.

Жизнь русских правителей допетровского времени отличалась необыкновенной пышностью и богатством. Каждый их шаг — от пробуждения до отхода ко сну — сопровождался сложными церемониями. Любое заметное событие в жизни государя — коронация, женитьба, рождение наследника престола — приобретало значение государственной важности. Однако та сторона царской жизни, которая не предназначалась для посторонних глаз, отличалась простотой. На лекции вы сможете узнать, о том, как венчались на царство русские государи, как был организован царский двор, как проходил день в царском дворце. Речь пойдёт также о традициях царских свадеб, поездок на богомолье, охотничьих забав.

17 ноября. Мир русской женщины в XVI-XVII вв.

Исторические источники XVI–XVII вв. рисуют образ русской женщины из высших социальных слоёв как домашней затворницы, всецело поглощённой хозяйственными заботами и попечением о спасении души. Нелёгкой была и жизнь простолюдинок. Однако женщины оставили значительный след в различных сферах общественной жизни того времени. Свидетельство тому — подлинные женские судьбы, с которыми можно будет познакомиться на лекции.

24 ноября. Повседневная жизнь в средневековых русских монастырях

С XI в. на Руси появились монастыри — места, где жили монахи, то есть люди, которые, живя в уединении, полностью посвящали себя служению Богу. Монастыри играли важную роль в государственных делах — выступали оборонительными форпостами, и вместе с тем, конечно, оказывали сильное воздействие на общественную нравственность. При этом жизнь внутри обителей была надёжно скрыта от посторонних глаз. Узнать о ней можно благодаря изучению житий святых того времени и других источников. Как возникали монастыри на Руси, как проходила жизнь людей, избравших монашеский путь — об этом и многом другом будет рассказано в данной лекции.

1 декабря. Повседневная жизнь средневековой Руси в зеркале исповеди: покаянные книги как исторический источник

Исповедь — одно из таинств христианской Церкви, в котором человек раскрывает душу перед Богом через посредничество священника‐духовника. Особое значение исповедь имела в Средние века, в период господства религиозного мировоззрения. Выявление совершённых человеком грехов затрагивало все стороны его повседневной жизни. Поэтому покаянные тексты, предназначенные для помощи духовникам и кающимся, можно назвать своего рода "зеркалом" своей эпохи. Вы сможете узнать о том, как в них отражался жизненный уклад различных слоёв общества средневековой Руси.

10 ноября. Образ города в культуре средневековой Руси

Данная лекция посвящена различным сторонам понятия "город" в древнерусской культуре. Возникновение первых городов на территории расселения восточных славян относится к IX–X векам. Уже в XII веке скандинавы называли Русь Гардарикой — "страной городов". Города были административными, военными, экономическими, культурными центрами, средоточием ремесла и торговли. Вместе с тем, в культуре Руси присутствовал и идеальный образ города, впитавший в себя христианское учение о "граде Божьем" и нашедший отражение в легенде о "граде Китеже".


Цикл лекций "Жизнь и быт москвичей в XVIII‐XIX вв."

Цикл посвящён различным сторонам жизни Москвы на протяжении бурных XVIII и XIX столетий. Речь пойдёт как о городской, торговой, семейной жизни различных социальных групп, так и об эволюции города как жизненного пространства, со своими законами и особенными чертами.

Время проведения: 14:00

Лектор — Бокова В. М., доктор исторических наук, главный научный сотрудник Исторического музея

Место проведения: Лекторий Исторического музея

19 января. Как менялся город

На протяжении XVIII‐XIX вв. Москва превратилась из средневекового города с несколькими линиями укреплений, со сплошной деревянной застройкой и сетью запутанных, кривых и немощёных улиц в европейскую столицу с огромным населением, развитой инфраструктурой и многоэтажными каменными домами (во всяком случае, в центре города). Лекция будет посвящена подробностям этой метаморфозы: как перестраивалась и обновлялась Москва, как росла её территория, менялся облик, как и когда возникали каменные и асфальтовые мостовые, водопровод, освещение и канализация, как эволюционировал городской транспорт.

26 января. Огонь, вода и прочие стихии

За свою историю Москва знавала немало бедствий, о которых мы теперь совсем забыли. Это и грандиозные пожары — и не только в 1812 году (о том пожаре мы все‐таки помним), но и, к примеру, в 1737 г. — именно этот пожар современники назвали Великим. Многочисленные наводнения, ураганы, которые сносили целые улицы и городские рощи, "ледяные дожди", эпидемии, принимавшие катастрофический характер, и даже землетрясения, хоть и нечастые. На лекции речь пойдёт о том, как город переживал эти бедствия и как пытался их предотвращать.

2 февраля. На торгу

Москва испокон веков была торговым городом, в который стекались всевозможные товары со всей России и из многих зарубежных стран. Здесь можно было купить всё, что угодно. Горожане любили продавать, любили покупать и ужасно любили торговаться. На лекции мы поговорим о том, как организовывалась московская торговля, где она сосредоточивалась и как производилась, о том, чем знаменит был и как выглядел Кузнецкий мост, о специфическом пространстве Рядов. Выясним, чем "лавка" отличалась от "магазина", поговорим о том, что означали слова "Город", "Обжорка", "Толкучка", "глаголи", "носящий", "приказчик", "сиделец", "дешёвка", "раствор" и другие специальные московские торговые термины. Поговорим и о способах навязать товар, об искусстве обсчёта и обвеса. Речь пойдёт также о сладкой жизни рядских котов, о магазинных и городских жуликах и ворах, о драматической истории строительства здания нынешнего ГУМа и о многом другом, имеющем отношение к старинной московской торговле.

16 февраля. Герберги, фартины, трактиры и кабаки

Помимо разговора о том, что означали слова, вынесенные в заголовок, и как выглядели скрывающиеся за ними заведения, речь на лекции пойдет об истории съестных и питейных заведений Москвы на протяжении двух веков. Уличная еда и лавки, знаменитые вошедшие в предания заведения и их владельцы, обслуживающий персонал, меню и цены, застольный этикет и сопутствующие развлечения, заведения приличные и "нехорошие" — всё это и многое другое станет предметом разговора на этой лекции.

1 марта. Будочники, хожалые и городовые

На сей раз речь пойдет о московских стражах порядка — и о тех, от кого они охраняли или пытались охранять Москву. Эволюция московской полиции на протяжении двух веков, динамика городской преступности, роль полиции в событиях 1812 года, наиболее известные сыщики и воры, "громкие" уголовные дела и многое другое станет предметом этой лекции.

8 марта. Семейная жизнь москвичей

Мы поговорим о старинной семье и особенностях семейной жизни вообще и об особенностях московской жизни. Почти все детали этой сферы жизни XIX (не говоря уже о XVIII) века к нашему времени изменились до неузнаваемости. Тогда не так, как ныне, влюблялись, ухаживали, сватались и женились. А как — узнаете на лекции.
Вспомним и некоторые нашумевшие в Москве семейные истории былых времен, как любовные, так и уголовные, а попутно познакомимся с одним весьма пронырливым брачным аферистом XVIII века.

15 марта. Дворянская Москва

На протяжении второй половины XVIII и первой половины XIX века Москва считалась неофициальной столицей российского дворянства. Сюда приезжали отставные вельможи отдыхать на покое, здесь пестовались юные умники, делавшие потом карьеру в Петербурге, здесь провинциальные помещики проводили в развлечениях бездельные зимние месяцы, здесь искали женихов и невест детям. Московская "ярмарка невест", московский "Клоб", "Воксалы", "Ротонда", "редуты", "бульварная публика", "вестовщики", "архивные юноши" и разные другие явления и категории дворянской Москвы и станут предметом нашего разговора. А в дополнение поговорим о многочисленных московских чудаках и эксцентриках, которых среди дворян было очень много.

22 марта. Царские дни

Даже после того, как столица России переехала в Петербург, за Москвой остались некоторые очень важные столичные функции. Главная из них — коронационная. Венчание новых монархов могло происходить только в Москве и нигде более. Поэтому речь в лекции пойдет главным образом о царских коронациях — от первого народного праздника, данного в дни коронации императрицы Анны, до злосчастной "Ходынки".
Мы поговорим о сценариях коронационных торжеств и о знаменательных событиях, с ними связанных. А попутно речь пойдет о некоторых наиболее знаменательных приездах императоров в Первопрестольную, о праздниках и чествованиях с участием царей, о царских резиденциях в Москве и… о царских похоронах, которые, хотя изредка, но затрагивали и старую столицу.

29 марта. Купеческая Москва

Если до 1840‐х годов Москва считалась преимущественно дворянским городом, дворянской столицей, то начиная с этого времени в её жизни, облике и стиле с каждым годом всё больше стало ощущаться влияние купечества. В лекции пойдет речь о своеобразной жизни купеческих районов Москвы — не только известного Замоскворечья, но и старообрядческих слобод и подмосковных сел, о московском промышленном производстве, о знаменитых купеческих династиях, постепенно занявших ведущие роли в общественной и культурной жизни Москвы.

5 апреля. Гуляния, праздники, зрелища

Праздничная и развлекательная культура Москвы была на редкость разнообразна. Мы поговорим о традициях крупнейших праздников (Святках, Масленице, Пасхе). Речь пойдёт и о различных городских зрелищах — от балаганного театра до симфонических концертов, о народных и "благородных" гуляниях, о спортивных состязаниях, речных и пеших прогулках, увеселительных садах и многом другом.

12 апреля. Жизнь "Латинского квартала"

В 1755 году в Москве открылся университет, и город стал студенческой столицей. Постепенно число высших учебных заведений увеличилось, и студенчество стало составлять заметную часть московского народонаселения. Появились студенческие районы, где сдавались дешевые квартиры, специальные студенческие трактиры, харчевни и столовые, студенческие лавки и прочее. Существовали и особые студенческие развлечения и праздники — в первую очередь, знаменитый Татьянин день — праздник всех университетских студентов, как нынешних, так и прежних, имевший в Москве общегородской размах и много занятных особенностей.

19 апреля. Московские трущобы

По мере того, как Москва становилась крупным промышленным центром, в ней сформировались районы городской бедноты, населенные рабочими, мелкими ремесленниками, проститутками, лицами без определенных занятий, а также околоуголовными элементами. О жизненном укладе и населении Хитрова рынка, Трубы, Зарядья, Грузин и других "нехороших" районов Москвы и пойдет речь в ходе лекции.


Лекции цикла "Из истории воспитания"

Воспитание детей — это всегда работа на перспективу, во многом именно оно определяет будущую жизнь человека. Предлагаемый курс покажет ретроспективный взгляд на историю воспитания в России в XVII—XX веках. Вы узнаете, как строился воспитательный процесс в царской семье, в среде купечества и дворянства. Отдельно речь пойдёт о воспитании "золотой молодёжи" тогдашнего времени — как юношей, так и девушек.

Время проведения: 19:00

Лектор — Бокова В. М., доктор исторических наук, главный научный сотрудник Исторического музея

Место проведения: Лекторий Исторического музея

11 октября. Воспитание в царской семье XVII-XVIII веков

В XVI веке при Иване IV Россия стала Царством, и почти сразу встал вопрос о том, как именно готовить к будущему принятию престола царского наследника и вообще — какое воспитание давать царским детям, чтобы они достойно демонстрировали свое высокое положение. На протяжении правления представителей династий Рюриковичей, затем Годуновых и первых Романовых сложилась стройная и оригинальная система воспитания царских отпрысков, о которой пойдет речь на лекции. Слушатели узнают об особенностях преподавания, о методике и способах обучения, о традициях и новациях в воспитании, о разнице в подходе к воспитанию мальчиков и девочек, о том, как эволюционировало в это время понятие образованного и воспитанного человека.

25 октября. Воспитание в царской семье XIX – начала XX века

Реформы Петра I коренным образом изменили жизнь в России. Перед воспитанием детей вообще и, в частности, воспитанием царских детей, встали совершенно новые задачи. Значительная часть лекции будет посвящена истории поисков новых путей в воспитании царских детей, формирования цельной и действенной системы, в наибольшей степени реализованной в семьях Павла I и Николая I. Речь пойдет также о попытках воспитания идеального монарха (цесаревичи Александр Николаевич и Николай Александрович), а также о тех переменах, которые произошли в царском воспитании при двух последних российских самодержцах — Александре III и Николае II.

8 ноября. Дворянское воспитание

Российское дворянство XVIII–XIX вв. являлось высшим, наиболее привилегированным сословием страны. К дворянским детям предъявлялись высокие требования, что заставляло обращать на их воспитание особенное внимание.
В ходе лекции пойдет речь о том, как формировалась система дворянского воспитания, в высшей степени нормативная по своему характеру; что именно требовалось от детей, как воспитывалось в них соответствие идеальной манере поведения, какой набор знаний и навыков считался для них необходимым. Речь пойдет об особенностях взаимоотношений внутри дворянской семьи, о том, кто и как влиял на формирование детей, о том, как был устроен "детский мир", что его наполняло и как он видоизменялся на протяжении двух столетий.

22 ноября. Институты благородных девиц

В царствование Екатерины II было положено начало систематическому образованию и воспитанию девочек из дворянских семей. Первым заведением, предназначенным для этого, стал Смольный институт благородных девиц. С течением времени возникла целая система подобных институтов — несколько десятков по всей России. Институтская система сделалась значимым общественным фактором, сформировала несколько поколений женщин и оказала влияние на воспитание в других сословных женских учебных заведениях, а также в женских гимназиях, возникших в середине XIX века. Многие из выпускниц институтов (такие как Е. Нелидова, Е. Долгорукая, Е. Денисьева, В. Фигнер, Е. Водовозова, А. Энгельгардт, Л. Зверева и многие другие) сыграли заметную роль в самых разных эпизодах истории России.
О том, как именно воспитывались девочки в институтах, пойдет речь на лекции. Слушатели узнают об организации и внутреннем устройстве институтов, о применявшихся там воспитательных приемах и учебных программах, о повседневном быте воспитанниц и их взаимоотношениях.

6 декабря. Царскосельский лицей

Эта лекция посвящена самому, вероятно, удачному образовательному проекту в истории России. Возникший в 1811 году Царскосельский (впоследствии Александровский) лицей не только стал духовным "отечеством" А. С. Пушкина и его замечательных одноклассников, но и образцовым учебным заведением, оставившим яркий след в истории России. Обучение в Лицее было гарантией высочайшего уровня образования; воспитанники его отличались исключительной сплоченностью и непоколебимым корпоративным духом. Среди его выпускников и преподавателей было множество талантливых литераторов, ученых, государственных и общественных деятелей.

13 декабря. Купеческое воспитание

Воспитание в купеческих семьях, как и в дворянских, имело свои особенности. Ещё в начале XIX столетия русский купец был, прежде всего, "торгующим мужиком", сохранявшим тесную связь с образом жизни, традициями, обычаями, представлениями и вкусами крестьянства, из среды которого он вышел. Образование, особенно в том, что выходило за рамки непосредственно торгового ремесла, казалось ему излишней роскошью, к которой детей приобщали неохотно. Но уже в середине века ситуация изменилась: купец пошел учиться, а затем озаботился и вопросами воспитания. В результате уже к концу столетия (ничтожный по историческим меркам срок!) в России возник класс просвещённых предпринимателей — людей зачастую с университетскими дипломами, рафинированных интеллигентов, которые помимо своей прямой работы занялись искусством, литературой и театром, сделались меценатами, коллекционерами, благотворителями, издателями газет и книг, видными общественными и политическими деятелями. Этой эволюции купеческого воспитания, его особенностям и впечатляющим результатам и посвящена лекция.


Цикл лекций "Памятники иконописи в Историческом музее"

В экспозиции Исторического музея выставлены уникальные образцы русской средневековой иконописи. Предлагаемый курс лекций сочетает в себе описание ярких памятников из собрания ГИМ, истории их создания и бытования, а также широкий исторический и богословский контекст, отражённый рукой мастера.

Время проведения: 16:00

Лектор — Клопков К. С., сотрудник Исторического музея

Место проведения: зал №14 экспозиции Исторического музея

15 февраля. Икона "Троица Ветхозаветная": история, значение и древнейшие списки в собрании ГИМ

В начале XV века на Руси появилась изумительная по форме и содержанию икона Андрея Рублёва "Троица Ветхозаветная". Совсем скоро было создано большое количество списков этой иконы, два древнейших из которых хранятся в ГИМ. На лекции вы увидите, что рассказывает нам икона Троицы Ветхозаветной, и какие скрытые смыслы она хранит, а также узнаете, почему и насколько даже самые первые списки иконы могут отличаться от оригинала.

29 февраля. Две истории одной иконы "Богоматерь с Младенцем на престоле, ангелом и преподобным Сергием Радонежским"

В иконописи XV–XVI вв. отразились важнейшие события русской истории предшествующего периода — Куликовская битва, начало освобождения нашей страны от ордынского ига, духовное возрождение на Руси. В ходе лекции вы узнаете, как благодаря одной иконе можно было отразить главные события эпохи, а также познакомитесь с двумя концепциями, которые рассказывают об истории создания этого шедевра из собрания ГИМ.

14 марта. У истоков русской парсуны

К вопросу об иконографии "Богоматерь «Знамение» с предстоящими Василием Парийским и Великим князем Василием III"

Надгробные изображения известны ещё с античных времён. На Руси одно из первых таких изображений — надгробная икона Богоматери Знамение с предстоящими Василием Парийским и Василием III из Архангельского собора Московского Кремля. Лекция посвящена истории написания, бытования и реставрации этого уникального памятника XVI века.

28 марта. "Государев иконописец" Симон Ушаков и его работы в собрании ГИМ

Оружейная палата Московского Кремля во второй половине XVII века — это не только место производства и украшения царского оружия, но и великолепный коллектив мастеров различных профессий: от ювелиров до иконописцев. Самым известным мастером Оружейной палаты в это время считается Симон Ушаков. На лекции вы сможете познакомиться с биографией "государева иконописца", узнать о его выдающемся наследии и оценить лучшие его произведения, хранящиеся в собрании ГИМ.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Другие события