Russian North

State Historical Museum Exhibitions

All events

Event date

05.12.2018 - 20.05.2019

Closest date

18.12.2018

Place

State Historical Museum

4th December 2018 Historical State Museum holds an opening ceremony of an exhibition "Russian North".

In the north of the European part of the country, including territories of modern Vologda, Archangelsk, Murmansk Oblast’, republics of Karelia and Komi, the unique domestic life, unusual, incomparable atmosphere was formed, and various Russian folk artistic crafts were developing in it. This land was always famous for the skill of carving and painting on wood. Wooden tableware, furniture, house decorations were painted with bright fairy‐tale flowers, figures of horses and birds, lions and griffins, Syrin bird and mermaids, various genre compositions.

Russian North is connected inseparably with the name of renowned Russian painter, book illustrator and stage painter I. Y. Bilibin. Some traditional embroideries that were brought from his travels to the north will be demonstrated for the first time ever.

Wooden ladles, baskets, saltsellars, birchbark wares, spinning wheels will be presented at the exhibition, as well as the items from one of the biggest painting centre of XIX century that was situated in the area of Permogor’je on the Northern Dvina. The spinning wheel made by master Jacov Jarygin in the middle of XIX century distinguishes itself from other handiworks: on a light, almost white ground he depicted bright genre compositions — maidens gathered at the spinning wheels and a harmonist; a woman sewing; Russian troika and a cart; tea‐time at a round table with a samovar and a teapot; here are also figures of a lion and a unicorn together with master’s favorite birds set against the luxurious floral ornament — "travka" that is peculiar to the XVII century.

National costume is the brightest and most distinctive element of all cultures. For historical reasons Russian North was the only place where the costume of pre‐Peter epoch was preserved and prevailed. It consisted of traditional sarafan, shirt, pinafore and waist‐band and was enriched with different finery. The most valuable part of the costume were headdresses, especially wedding ones. The exhibition will demonstrate women’s national costumes and headdresses from Olonets, Kargopol, Archangelsk governorates of XVIII— the middle of XIX century.

The art of the Russian North existed and developed in close connection with religion. The exhibition will show you the fullest carved "list" of St Nicholas Mozhaisky’s image mentioned in annals. Northern icon painting was influenced by Novgorod very early, since XIV‐XV centuries, then by Rostov the Great, Vladimir and lastly Moscow. Since XVI century local artistic traditions began to shape up, and monasteries, for example, Solovetsky and Antonievo‐Siysky, became large centres of icon painting.

Veliky Ustyug was the main centre of "northern niello" — curious type of etching. Ware, chests, tobacco and jewellery boxes were popular among the silver items made by masters of this town. In these workpieces, as well as in other folk crafts, the influence of art styles prevailing in XVIII‐XIX centuries is visible. For example, for XVIII century pastoral scenes and landscapes, apparently borrowed from the fashionable book illustration of these times and actualized by local masters, are customary. At the exhibition you can see a gold‐covered silver tray made in 1837 with Vologda cathedral church and the inscription "Principal town of a province Vologda M:Ivanch Zuev" on the bottom. Along the edges master Zuev located niello garlands of leaves and flowers, in the corners there are floral baskets.

Russian North is famous not only with its masterpieces of decorative and applied art, but also with monuments of Old Russian literature. Beautiful artistic decorations of manuscript books, miniatures, initials turn literary texts to the real treasures of art.

На главнуюВыставки и события

Русский Север

Исторический музей Выставки

Все события

Даты проведения

05.12.2018 - 20.05.2019

Ближайшая дата

11.12.2018

Место проведения

Исторический музей

Место проведения

Выставочный комплекс Исторического музея

Режим работы выставки

Экскурсии по выставке

Время проведения (экскурсии проводятся с 9 декабря):
среда: 13:00, 15:30
пятница: 13:00, 15:30
воскресенье: 13:00, 15:30

Стоимость: входной билет на выставку + 200 руб.

Купить билет

Лекции на выставке "Русский Север"

Пресс-релиз

Загрузить

При поддержке:

При участии:

5 декабря 2018 года в Государственном историческом музее открылась выставка "Русский Север".

На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, особенная, ни с чем несравнимая атмосфера, в которой получили развитие различные русские народные художественные ремесла. Этот край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами, изображениями коня и птицы, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями.

Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И. Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на север традиционные вышивки будут продемонстрированы впервые.

На выставке будут представлены деревянные ковши‐скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Среди изделий северодвинских мастеров выделяется прялка середины XIX века мастера Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками изображены жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; сцена чаепития за круглым столиком с самоваром и чайником, здесь и изображение льва и единорога, и любимые мастером птицы на фоне пышного растительного орнамента — "травки", характерный для XVII века.

Народный костюм — наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи — традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, а дополнениями служили различные украшения. Самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке будут показаны женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века.

Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с церковью. На выставке вы сможете увидеть точнейший резной "список" образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи. На северной иконописи очень рано, с XIV‐XV веков, отразилось влияние Новгорода, позднее — Ростова Великого, Владимира и, наконец, Москвы. С XVI века формировались и местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как, например, Соловецкий и Антониево‐Сийский.

Великий Устюг был главным центром "северной черни" — своеобразной гравюры на металле. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние стилей в искусстве XVIII‐XIX веков. Так, для XVIII века характерны пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по‐видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно будет увидеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого — вид Вологодского кафедрального собора и надпись: "Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ". По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам — корзины с цветами.

Русский Север прославился не только своими произведениями изобразительного, декоративно‐прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства.

Стоимость:

Для взрослых — 300 руб.

Для льготных категорий — 150 руб.:

  • пенсионеры
  • студенты российских ВУЗов дневной формы обучения
  • обладатели карт ISIC, IYTC
  • школьники старше 16-ти лет
  • члены РВИО
  • ветераны боевых действий
  • труженики тыла
  • репрессированные
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС
  • многодетные семьи

Для льготных категорий — бесплатно:

  • лица до 16-ти лет
  • ветераны и участники Великой Отечественной войны
  • Герои Советского Союза
  • Герои Российской Федерации
  • полные кавалеры ордена Славы
  • жители блокадного Ленинграда
  • узники фашистских концлагерей
  • неработающие инвалиды I группы, II группы и граждане, находящиеся в домах‐интернатах для инвалидов и престарелых
  • один сопровождающий инвалида I группы
  • один сопровождающий группу учащихся средних и средне-специальных учебных заведений, студентов ВУЗов, военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки)
  • солдаты и сержанты срочной службы Российской армии
  • сотрудники музеев Министерства культуры РФ
  • сотрудники Министерства культуры РФ
  • члены ICOM
  • волонтеры по карточке "Спутник"

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Другие события