Nicholas II. Family and Crown

State Historical Museum Exhibitions

All events

Event date

10.11.2018 - 15.04.2019

Closest date

18.12.2018

Place

State Historical Museum

The year 2018 marks 150 years since birth and 100 years after tragic death of the last Russian Emperor, Nicholas II (1868‐1918). Thousands of books about this monarch have been written, hundreds of documental films have been made, dozens of exhibitions were held both in Russia and beyond its borders. However historians still did not reach common ground, what was the epoch of Nicholas’ government for the country: a golden age or a stagnating period that lead to the downfall of the country and monarchy.

The exposition "Nicholas II. Family and Crown", prepared by Historical Museum, is entirely documentary and gives its visitors an opportunity to look at life of the Russian monarch and his family, as if through camera lens.

It is well‐known that the Emperor and members of his family had particular feelings to the photography art: all of them had picture‐taking cameras and were willing to take photographs of one another as well as close associates (unfortunately only several pictures made by members of the royal family remained intact in the museum collection). Nicholas II was almost always accompanied by professional photographers who documented very nearly every day of his 23‐year government (the main credit is due to the court photographer A. K. Yagelsky, an owner of the studio "K.E. von Gan and C°". The museum collection includes more than 750 pictures from the last Russian Emperor’s life; many of them came from the palaces of Tsarskoye Selo and Peterhof, from the private chambers of the royal family, which renders them a special memorial status.

The exhibition comes under the sections: family, official and memorial one. The first two show us two "functions" of Nicholas: a master of the house and a governor of the huge empire. They represent about 300 pictures made in 1870’s ‐ mid 1910’s by leading Russian and foreign masters of photography: K. K. Bulla, S. L. Levitsky, A.I. Saveliev, F.P.Orlov, M.I. Gribov, A.A. Ozup, K. A. Fischer, along with studios "Boissonas & Eggler", "K.E. von Gan and C°", "J. Russell & Sons", "W. & D. Downey". The autographs and letters of Nicholas II and several significant documents (the manifest about the birth of the Grand Duke Nicholas; the menu of the dinner on account of Crown‐Prince Nicholas’ adulthood; the announcement about the coronation of Emperor Nicholas II and Empress Alexandra) are also exhibited.

The family section is divided into following themes: "The Grand Duke. The Crown Prince. The Emperor", "Nickie and Alix", "Royal children. ОТМА", "Royal children. Alexey","In the family circle. Tsarskoye Selo. Livadia, Finland. Poland". A particular emphasis is made on the figure of Crown‐Prince Alexey, the only son of Nicholas II and the most important child of the empire, whose tragic destiny left its mark on lives of all the royal family.

The official section of the exposition shows us photographs where Nicholas II is captured during the meetings with heads of foreign states: British monarch Edward VII, German Emperor Wilhelm II, Siam king Rama V, French presidents Armand Fallières and Félix Faure; during the celebrations in honor of 200th anniversary of St Petersburg and 100th anniversary of Patriotic War, as well as the openings of grandiose monuments and dedication services, holdings of regiment holidays and parades, along with the years of the First World War. Pride of place goes to the demonstration of two most important dynastic events where Nicholas II himself took direct involvement – the coronation (1896) and tercentenary of the House of Romanovs (1913). The big ceremonial portrait of Nicholas II written by the famous painter L.S. Bakst in Paris, in 1895, will be represented to the general public for the first time ever. This work of art has never been on display and was renovated specially for the exhibition. The exposition will also represent picturesque portraits of Nicholas II and Empress Alexandra written by G.M. Manizer and A.V. Makovsky, series of watercolours by N.N. Karazin, N.S. Matveev and A.I. Sharleman.

Speaking about memorial items, you can see the uniforms of Nicholas II and Crown Prince Alexey; the Easter egg "Crown Prince Constellation" elaborated by "Faberge" firm as an Easter gift to Alexandra in 1917 that was never presented to the Empress; the bronze frame with Crown Prince Alexey’s watercolour portrait and authentic curl of his hair; drawings made by Nicholas II, Empress Alexandra and their children.

The emotional conclusion of the exposition is a small room that reminds a cellar or a crypt where seven stelas are disposed representing the photographic portraits of Emperor Nicholas II, Empress Alexandra, Crown‐Prince Alexey and the grand duchesses Olga, Tatiana, Maria and Anastasia who were executed by firing squad below stairs of Ipatiev house in Yekaterinburg on the night of 16th to 17th July, 1918.

На главнуюВыставки и события

Николай II. Семья и престол

Исторический музей Выставки

Все события

Даты проведения

10.11.2018 - 15.04.2019

Ближайшая дата

21.11.2018

Место проведения

Исторический музей

Место проведения

Зал № 36 Исторического музея

Даты проведения

10.11.2018–15.04.2019

Стоимость

входной билет в Исторический музей

Купить билет

Экскурсии по выставке

Время проведения (экскурсии проводятся с 16 ноября):
пятница: 14:00, 16:00, 19:00
суббота: 14:00, 16:00, 19:00
воскресенье: 14:00, 16:00

Стоимость: входной билет на выставку + 200 руб.

Купить билет

Пресс-релиз

Загрузить

При поддержке:

В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения и 100 лет гибели последнего российского императора Николая II (1868‐1918). Об этом монархе написаны тысячи книг, сняты сотни документальных фильмов, подготовлены десятки выставок в России и за её пределами. Однако до сих пор историки не пришли к единому мнению, чем же была для страны эпоха правления Николая II: временем расцвета или периодом стагнации, приведшем к крушению страны и монархии.

Подготовленная Историческим музеем экспозиция "Николай II. Семья и престол" носит исключительно документальный характер и предоставляет возможность посетителям выставки "взглянуть" на жизнь российского монарха и его семьи как бы через объектив фотокамеры.

Как известно, император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц (к сожалению, в собрании музея сохранилось всего лишь несколько фотографий, исполненных членами царской семьи). Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, зафиксировавшие чуть ли не каждый день его 23‐летнего правления (основная заслуга принадлежала владельцу ателье "К. Е. фон Ган и Кº" придворному фотографу А. К. Ягельскому). В коллекции музея представлено более 750 снимков из жизни последнего российского императора, многие фотографии происходят из Царскосельских и Петергофских дворцов, из личных покоев царской семьи, что придает им особый мемориальный статус.

Выставка делится на разделы: семейный, официальный и мемориальный. Первые разделы свидетельствуют о двух "функциях" Николая II: главы семьи и правителя огромной империи. Здесь показано около 300 снимков, исполненных в 1870‐е — середине 1910‐х годов ведущими отечественными и иностранными мастерами светописи (К. К. Буллой, С. Л. Левицкими, А. И. Савельевым, Ф. П. Орловым, М. И. Грибовым, А. А. Оцупом, К. А. Фишером, ателье "Буассонна и Эгглер", "К. Е. фон Ган и К°", "J. Russell & Sons", "W. & D. Downey"). Также экспонируются автографы и письма Николая II, некоторые этапные документы (Манифест о рождении великого князя Николая Александровича, Меню обеда по случаю совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны).

Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: "Великий князь. Цесаревич. Император", "Ники и Аликс", "Царские дети. ОТМА", "Царские дети. Алексей", "В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша". Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Николая II, главного ребенка империи, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей императорской семьи.

В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II — коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).

Впервые широкой публике будет представлен большой парадный портрет Николая II, исполненный знаменитым художником Л. С. Бакстом в 1895 году в Париже. Произведение никогда ранее не экспонировалось, и было специально отреставрировано к выставке. В экспозиции также представлены живописные портреты Николая II и Александры Федоровны работы Г. М. Манизера и А. В. Маковского, серия акварелей Н. Н. Каразина, Н. С. Матвеева и А. И. Шарлеманя.

Из мемориальных вещей показаны мундиры Николая II и цесаревича Алексея; императорское пасхальное яйцо "Созвездие цесаревича", исполненное фирмой "Фаберже" для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не врученное императрице; бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос; рисунки Николая II, Александры Федоровны и их детей.

Эмоциональным завершением экспозиции служит небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены 7 стел с фотографическими портретами императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея Николаевича, великой княжны Ольги Николаевны, великой княжны Татьяны Николаевны, великой княжны Марии Николаевны и великой княжны Анастасии Николаевны, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Другие события