На главнуюВыставки и события

Шедевры из запасников музея

Исторический музей Программы

Все события

Место проведения

Исторический музей

19 мая 2018 г.

Коллекция музея пополнилась

В рамках акции "Ночь музеев" Государственный исторический музей представит вниманию посетителей шедевры, которые недавно пополнили собрание музея или прошли сложнейшую реставрацию. Только 19 мая вы сможете увидеть эти уникальные экспонаты!

Восковой бюст Потёмкина, зал № 25

Собрание скульптуры Исторического музея обладает уникальным памятником конца XVIII века — восковым бюстом светлейшего князя Г. А. Потёмкина‐Таврического. В 1905 году бюст был передан Российскому Историческому музею в составе коллекции П. И. Щукина — известного собирателя и мецената.

Григорий Александрович Потёмкин‐Таврический (1739–1791) — выдающийся русский государственный деятель, полководец, дипломат, наместник на юге России, сподвижник и фактический соправитель императрицы Екатерины Великой, создатель Черноморского флота. Важнейшей заслугой Потёмкина является "бескровное" присоединение Крыма к России в 1783 году и хозяйственное освоение Новороссии.

Создателем бюста предположительно является Георг Генрих Кёниг (1756–1800), мастер по воску и поделочным камням, который в 1770–1780‐е гг. служил в Петербурге придворным химиком и пользовался покровительством со стороны Потёмкина. Известно, что светлейший князь чрезвычайно не любил позировать художникам, и, как писала сама императрица, "если существуют его портреты и силуэты, то это вопреки его воле". Вследствие этого иконография Потёмкина невелика. Скульптурный портрет из воска, созданный, вероятно, при жизни князя, с большой достоверностью передает его облик, замечательно дополняя существующую портретную галерею.

Подобные фигуры были весьма распространены в Западной Европе в XVI–XVIII вв. В России же восковая пластика была развита мало, из незначительного числа работ сохранились лишь считанные единицы, что придаёт экспонату особую ценность.

Скульптура закреплена на многосоставном постаменте, состоящем из фигурного основания с декоративными накладками и цилиндрического цоколя. Телесный цвет воска придаёт портрету живость и чрезвычайную натуралистичность. Глаза выполнены из стекла, натуральные волосы вживлены в воск, расчёсаны, завиты на концах, сзади собраны в косицу.

Непростые периоды войн и революций в истории России наложили свой отпечаток на музейные коллекции — уникальный памятник утратил оригинальный постамент и драпировку. Обе детали были воссозданы по единственному сохранившемуся фотографическому снимку в сборнике "Русские портреты собрания П. И. Щукина в Москве". Кропотливая комплексная реставрация продлилась свыше полутора лет и потребовала усилий трех профильных реставрационных мастерских Исторического музея.

Меч в ножнах второй половины Х века, зал № 8

Меч обнаружен в 2017 году в ходе работ Гнёздовской археологической экспедиции Исторического музея при изучении погребальных насыпей Лесной курганной группы Гнёздовского археологического комплекса близ Смоленска. Под одной из насыпей было обнаружено погребение мужчины 60–70 лет, совершенное в деревянной камере, помещенной в могильную яму размерами 330 × 330 см, и перекрытой насыпью высотой 30 см и диаметром 7 м. В захоронении были найдены меч, детали ведра, подковообразная фибула, нож с рукояткой, обмотанной проволокой, точильный камень, фитильная трубка и колчан с пятью стрелами.

Обряд захоронения в деревянной камере, богатый инвентарь, в том числе предметы вооружения, не оставляют сомнений, что погребенный принадлежал к социальной элите древнерусского общества.

По типологии мечей норвежского исследователя Я. Петерсена меч относится к типу H/I — наиболее распространенному на территории Европы в "эпоху викингов". Отличительной особенностью этого типа является треугольная форма навершия.

Вся фронтальная поверхность деталей рукояти гнёздовского меча покрыта инкрустированной проволокой разного цвета, создавая полихромный узор, включающей как вертикальные линии, так и ромбовидные фигуры.

Найденный меч примечателен сохранившимися органическими деталями — деревянной рукоятью, составленной из двух планок, обмотанных тканью и кожей(?) и деревянными ножнами. Ножны мечей Х века известны фрагментарно и найденный меч предоставляет редкую возможность их изучения. Основу ножен составляют две деревянные планки, между которыми помещён футляр из шкуры животного мехом внутрь. Планки обмотаны тканью полотняного переплетения и затем, возможно, обтянуты тонкой кожей. Также удалось выявить вертикальный валик, вырезанный по осевой линии на внешней поверхности одной из деревянных планок.

В настоящее время исследование меча продолжается и во избежание разрушающего воздействия атмосферы, меч помещен в специальную барокамеру. В дальнейшем планируется продолжить изучение конструктивных особенностей ножен и рукояти, а также предполагается выявить производственные клейма, расположенные на обеих сторонах клинка меча.

Новые поступления в основную экспозицию Исторического музея

  • Ширма из четырёх створ, зал № 35. И. Я. Билибин. Франция, 1930 г. Четыре створы образуют живописное произведение — иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Костюмы персонажей и интерьер выполнены в стиле национального романтизма.
  • Часы в майоликовом подчаснике в форме терема, зал № 35. Футляр для часов: Тверская фабрика М. С. Кузнецова. Россия, конец 1870 — начало 1880 гг. Часовой механизм: Братья Жапи. Франция.
  • Столик для рукоделия, зал № 28. Западная Европа. VIII в. Столик с фигурной столешницей с двумя выдвижными ящиками. На столешнице расположены различные приспособления для рукоделия, выполненные токарным способом.
  • Ваза, зал № 22. Петер Роде III. Польша, 1700 г.

6 работ выдающегося русского портретиста XVIII века Фёдора Степановича Рокотова и его мастерской, а также один из самых значимых в историко‐художественном отношении царских портретов — вдовствующей императрицы Елизаветы Алексеевны работы Джорджа Доу (1781–1829). Картины Рокотова — зал № 23, Доу — зал В. Верещагина Музея Отечественной войны 1812 года

На портретах представлены великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I) в детстве и члены старинных русских дворянских фамилий — Стрешневы, Глебовы, Воейковы, Ржевские, Матюшкины, глубоко связанные с Москвой, где большую часть своей жизни работал Ф. С. Рокотов. Портреты были исполнены в 1770‐е — начале 1780‐х годов, в период, который по праву считается временем расцвета творчества Ф. С. Рокотова. Портрет Ф. Н. Ржевской только недавно атрибутирован как работа Ф. С. Рокотова. Благодаря исследованиям сотрудников Исторического музея портреты В. И. Стрешнева и Е. П. Воейковой недавно были переведены из разряда "работы неизвестных художников" в творческое наследие Ф. С. Рокотова и художников его мастерской. В каждом из них различима рука неизвестного пока мастера, а в завершающем красочном слое — неповторимый авторский почерк выдающегося русского портретиста Фёдора Степановича Рокотова.

Отреставрированное крупноформатное полотно Джорджа Доу, наиболее приближенное к прижизненному "Портрету императрицы Елизаветы Алексеевны на фоне Камероновой галереи" датируется 1827 г. Исполненный после смерти императорской четы, портрет представляет вариант более раннего изображения Елизаветы Алексеевны в период её безмятежных прогулок в любимом Царском Селе. Джордж Доу — живописец, график, гравер, портретист, академик Королевской Академии в Лондоне (1814), "первый портретный живописец" российского двора с 1819 по 1829 гг. работал в России, куда прибыл по приглашению императора Александра I.

Маски погребальные, зал № 7

Маски, изготовленные из глины или гипсовидной массы, происходят из захоронений представителей таштыкской археологической культуры — древнего населения Хакасско‐Минусинской котловины начала первого тысячелетия новой эры.

Маска является одним из важных элементов культуры различных, как архаических, так и высокоразвитых, обществ, выступая с различными функциями в ритуальной практике. Маска — маркер представителей иного мира, четко отделяет мир людей и духов.

В отличие от ритуальных, погребальные маски должны были сделать умершего человека узнаваемым и для живых родственников, и для душ самих погребённых.

Каждая маска индивидуальна. Считается, что она носит черты конкретного умершего человека. Маски различаются и антропологическим особенностям: часть из них носит черты человека европеоидного типа, часть монголоидного. Это свидетельствует о сложных демографических отношениях населения Южной Сибири в эпоху Великого переселения.

Маски в древности раскрашивались яркими красками. По цвету и узору различают маски мужские — с чёрными полосами поперек лица, и женские, расписанные в красные и синие цвета.

Первые упоминания находок масок относятся ещё к XVIII веку. Известны свидетельства местных жителей о том, что в древних могилах попадаются необычные "человечьи головы в натуральную величину, внутри пустые, сделанные из "фарфорообразной массы", раскрашенные красными и зелёными "листьями".

В 1883 году на Тагарском острове, расположенном напротив г. Минусинск А. В. Адриановым в одной из раскопанных могил впервые были найдены маски: они были полыми и находились у кучек человеческого пепла. Их находка произвела сенсацию в научном мире: маски экспонировались на этнографических выставках в Томске, Ярославле и в 1891–1892 гг. были переданы в Исторический музей.

Позднее, благодаря регулярным раскопкам археологов коллекции масок и знания о таштыкцах были значительно расширены и дополнены.

Только в Историческом музее хранится более 50 целых и частично отреставрированных масок, а также множество их фрагментов.

Раскопки показали сложность и разнообразие погребального обряда таштыкцев. Известны захоронения в грунтовых ямах, где в могилу с умершим клали куклу‐манекен с маской (белая маска). Также широко распространены коллективные погребения в больших склепах, когда склеп в конце завершения обряда сжигался. Ряд масок носит явные следы огня (обожжённые чёрные маски).

Погребальные маски Хакасско‐Минусинской котловины являются уникальными находками в археологических собраниях.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу