Фёдор Рокотов

Собрание Исторического музея

29 июля — 28 сентября 2020
При поддержке:
Фёдор Рокотов | Собрание ГИМ

Фёдор Степанович Рокотов

1735/36–1808

Фёдор Рокотов — крупнейший портретист и одна из значительных фигур русского искусства XVIII в.

Будущий художник родился в подмосковном имении князя П. И. Репнина в Воронцово. Работы способного юноши были замечены Иваном Шуваловым, знаменитым меценатом, отбиравшим молодые таланты для создаваемой Императорской Академии художеств. Будучи приверженцем идеи создания самостоятельной русской художественной школы, Шувалов пригласил Рокотова в Петербург. В 1757 г. юноша начал своё обучение в Академии художеств, которая на тот момент располагалась в доме Шувалова. Собрание картин западноевропейских художников произвело огромное впечатление на Рокотова — он даже запечатлел интерьер петербургского дома Шувалова на одной из своих работ.

В столице Фёдор Рокотов поступил в Сухопутный шляхетский корпус, где написал несколько кадетских портретов.

Благодаря высокому покровительству Рокотов попал в круг людей, тесно связанных с искусством и получил возможность исполнять весьма ответственные заказы.

В 1758 г. художник написал портрет наследника престола, будущего императора Петра III. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла Петровича, портреты И. И. Шувалова и его родственников, Г. Г. Орлова и его брата Ивана. В 1763 г. Рокотов был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 г. мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Это количество работ свидетельствует не только о блестящем успехе молодого живописца, но и о его невероятной работоспособности. Он был автором многочисленных камерных портретов современников, в которых стремился передать эмоции и характер моделей. Портреты художнику заказывали многие петербургские дворяне и члены императорской семьи.

Творчество Фёдора Рокотова объединило европейскую и национальную художественные традиции. Как каждый крупный портретист Рокотов имел и дар исторического живописца, запечатлевая внешние приметы времени — в мундирах, орденах, моде, но главное — передавал «исторические характеры» и сам дух времени в образах своих портретов — будь то монаршее величие, сановная важность или внимательная благосклонность его героев.

Большую часть работ коллекции Исторического музея составляют произведения 1770‑х гг. — центрального периода творчества художника, когда он создал свой неповторимый тип камерного портрета. Рокотов умел убедительно передать представление об уникальности и драгоценности каждой человеческой души, оценить ее достоинство, почувствовать её глубину и трепетность. Герои его портретов — люди разных возрастов, судеб и характеров: это — В. И. Стрешнев, переживший долгие годы опалы при Елизавете Петровне, известная московская красавица Васильчикова, мать большого семейства Ф. Н. Ржевская, юные кузины княжна М. А. Волконская и княгиня А. Ф. Белосельская. Один из наиболее глубоких в творчестве Рокотова — образ поэта А. П. Сумарокова.

Редкие не только для творчества Рокотова, но и для всего искусства XVIII в. изображения детей представлены в собрании Исторического музея портретами двух совсем маленьких персонажей — Александры Глебовой и великого князя Александра Павловича. Они приоткрывают ещё одну привлекательную страницу творчества мастера, сумевшего в своих детских образах почувствовать «тайну детства».

Портрет Александра Петровича Сумарокова
Портрет Александры Фёдоровны Глебовой
Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой
Портрет Петра Ивановича Панина
Портрет Василия Ивановича Стрешнева
Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
Портрет императрицы Екатерины II
Как хорошо вы знакомы с этими портретами?

Портрет Александра Петровича Сумарокова

Портрет Александра Петровича Сумарокова. Ф. С. Рокотов. 1770‑е гг.

Всю жизнь Александр Сумароков принимал участие в литературной и в политической жизни России: он пробовал себя в различных жанрах: писал оды, статьи, эпиграммы, идиллии и зарисовки. Был директором первого русского профессионального театра (Александринский театр Санкт-Петербурга) и советником императрицы Екатерины II. В театре поэт сам писал сценарии, подбирал актёров, присутствовал на репетициях. В 1761 г. Александр Сумароков оставил театр, а в 1762 г. он, поддержав воцарение Екатерины II, стал её советником.

Портрет Александры Фёдоровны Глебовой

Портрет Александры Фёдоровны Глебовой (1766–1796) в детстве (в замужестве — княгиня Щербатова). Ф. С. Рокотов. Начало 1770‑х гг.

Александра — дочь генерал-аншеф екатерининского времени Фёдора Ивановича Глебова и Александры Ивановны Дашковой. Жена генерал-майора князя Дмитрия Михайловича Щербатова.

Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой

Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой, урождённой графини Разумовской (1754–1826). Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х гг.

Анна Кирилловна Разумовская — дочь генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского и младшая сестра Н. К. Загряжской и фрейлина Екатерины II.

Портрет Петра Ивановича Панина

Портрет Петра Ивановича Панина (1721–1789). Ф. С. Рокотов. Вторая половина 1770‑х гг.

Пётр Иванович Панин — генерал-аншеф и сенатор из рода Паниных. Покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей войне с турками взял Бендерскую крепость. Затем командовал подавлением Пугачёвского восстания.

Портрет Василия Ивановича Стрешнева

Портрет Василия Ивановича Стрешнева. Ф. С. Рокотов и мастерская. 1760‑е гг.

Василий Иванович Стрешнев — русский государственный и придворный деятель, сенатор, действительный камергер и тайный советник. С 1727 г. камер-юнкер императора Петра II. В 1730 г. пожалован в действительные камергеры Императорского двора. В 1741 г. произведён в тайные советники с назначением сенатором Правительствующего сената.

Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина

Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина. Ф. С. Рокотов. 1760‑е гг.

Граф Дмитрий Михайлович Матюшкин (1725–1800) — действительный камергер, тайный советник. Старший сын генерал-аншефа Михаила Афанасьевича Матюшкина, связанного родством с императорской фамилией. Участвовал в Семилетней войне. В правление Петра III был причислен ко двору камер-юнкером. Екатерина II отправила Матюшкина в июле 1762 г. в Вену с известием о смене власти в Петербурге и о своём вступлении на престол.

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве

Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Ф. С. Рокотов. Начало 1780‑х гг.

Великий князь Александр Павлович — будущий российский император Александр I. Старший сын великого князя Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны.

В начале 1780‑х гг. Рокотовым было написано несколько портретов великого князя Александра Павловича. Самый первый находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, остальные портреты — авторские повторения.

Портрет императрицы Екатерины II

Портрет императрицы Екатерины II. Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х–1780‑е гг.

Написанный Рокотовым портрет Екатерины II точно повторяет композицию её большого парадного портрета, созданного в 1776 г. знаменитым парижским портретистом Александром Росленом. Портрет Рослена не понравился императрице и вскоре она распорядилась: при создании копий — голову писать по оригиналу Рокотова. Подобные изображения называют иконографическим типом Рослена-Рокотова.

Куратор выставки «Фёдор Рокотов. Собрание Исторического музея» — Людмила Руднева

Подготовка материалов для веб-проекта — Дарья Инёшина

Реализация веб-проекта — Максим Шонин

Информационная поддержка: