Фёдор Рокотов — крупнейший портретист и одна из значительных фигур русского искусства XVIII в.
Будущий художник родился в подмосковном имении князя П. И. Репнина в Воронцово. Работы способного юноши были замечены Иваном Шуваловым, знаменитым меценатом, отбиравшим молодые таланты для создаваемой Императорской Академии художеств. Будучи приверженцем идеи создания самостоятельной русской художественной школы, Шувалов пригласил Рокотова в Петербург. В 1757 г. юноша начал своё обучение в Академии художеств, которая на тот момент располагалась в доме Шувалова. Собрание картин западноевропейских художников произвело огромное впечатление на Рокотова — он даже запечатлел интерьер петербургского дома Шувалова на одной из своих работ.
В столице Фёдор Рокотов поступил в Сухопутный шляхетский корпус, где написал несколько кадетских портретов.
Благодаря высокому покровительству Рокотов попал в круг людей, тесно связанных с искусством и получил возможность исполнять весьма ответственные заказы.
В 1758 г. художник написал портрет наследника престола, будущего императора Петра III. За этим портретом последовали детские портреты великого князя Павла Петровича, портреты И. И. Шувалова и его родственников, Г. Г. Орлова и его брата Ивана. В 1763 г. Рокотов был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Современник (академик Штелин), посетивший в 1764 г. мастерскую Рокотова, увидел в ней около сорока портретов, «в которых были окончены одне головы». Это количество работ свидетельствует не только о блестящем успехе молодого живописца, но и о его невероятной работоспособности. Он был автором многочисленных камерных портретов современников, в которых стремился передать эмоции и характер моделей. Портреты художнику заказывали многие петербургские дворяне и члены императорской семьи.
Творчество Фёдора Рокотова объединило европейскую и национальную художественные традиции. Как каждый крупный портретист Рокотов имел и дар исторического живописца, запечатлевая внешние приметы времени — в мундирах, орденах, моде, но главное — передавал «исторические характеры» и сам дух времени в образах своих портретов — будь то монаршее величие, сановная важность или внимательная благосклонность его героев.
Большую часть работ коллекции Исторического музея составляют произведения 1770‑х гг. — центрального периода творчества художника, когда он создал свой неповторимый тип камерного портрета. Рокотов умел убедительно передать представление об уникальности и драгоценности каждой человеческой души, оценить ее достоинство, почувствовать её глубину и трепетность. Герои его портретов — люди разных возрастов, судеб и характеров: это — В. И. Стрешнев, переживший долгие годы опалы при Елизавете Петровне, известная московская красавица Васильчикова, мать большого семейства Ф. Н. Ржевская, юные кузины княжна М. А. Волконская и княгиня А. Ф. Белосельская. Один из наиболее глубоких в творчестве Рокотова — образ поэта А. П. Сумарокова.
Редкие не только для творчества Рокотова, но и для всего искусства XVIII в. изображения детей представлены в собрании Исторического музея портретами двух совсем маленьких персонажей — Александры Глебовой и великого князя Александра Павловича. Они приоткрывают ещё одну привлекательную страницу творчества мастера, сумевшего в своих детских образах почувствовать «тайну детства».
Портрет Александра Петровича Сумарокова. Ф. С. Рокотов. 1770‑е гг.
Всю жизнь Александр Сумароков принимал участие в литературной и в политической жизни России: он пробовал себя в различных жанрах: писал оды, статьи, эпиграммы, идиллии и зарисовки. Был директором первого русского профессионального театра (Александринский театр Санкт-Петербурга) и советником императрицы Екатерины II. В театре поэт сам писал сценарии, подбирал актёров, присутствовал на репетициях. В 1761 г. Александр Сумароков оставил театр, а в 1762 г. он, поддержав воцарение Екатерины II, стал её советником.
Портрет Александры Фёдоровны Глебовой (1766–1796) в детстве (в замужестве — княгиня Щербатова). Ф. С. Рокотов. Начало 1770‑х гг.
Александра — дочь генерал-аншеф екатерининского времени Фёдора Ивановича Глебова и Александры Ивановны Дашковой. Жена генерал-майора князя Дмитрия Михайловича Щербатова.
Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой, урождённой графини Разумовской (1754–1826). Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х гг.
Анна Кирилловна Разумовская — дочь генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского и младшая сестра Н. К. Загряжской и фрейлина Екатерины II.
Портрет Петра Ивановича Панина (1721–1789). Ф. С. Рокотов. Вторая половина 1770‑х гг.
Пётр Иванович Панин — генерал-аншеф и сенатор из рода Паниных. Покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей войне с турками взял Бендерскую крепость. Затем командовал подавлением Пугачёвского восстания.
Портрет Василия Ивановича Стрешнева. Ф. С. Рокотов и мастерская. 1760‑е гг.
Василий Иванович Стрешнев — русский государственный и придворный деятель, сенатор, действительный камергер и тайный советник. С 1727 г. камер-юнкер императора Петра II. В 1730 г. пожалован в действительные камергеры Императорского двора. В 1741 г. произведён в тайные советники с назначением сенатором Правительствующего сената.
Портрет графа Дмитрия Михайловича Матюшкина. Ф. С. Рокотов. 1760‑е гг.
Граф Дмитрий Михайлович Матюшкин (1725–1800) — действительный камергер, тайный советник. Старший сын генерал-аншефа Михаила Афанасьевича Матюшкина, связанного родством с императорской фамилией. Участвовал в Семилетней войне. В правление Петра III был причислен ко двору камер-юнкером. Екатерина II отправила Матюшкина в июле 1762 г. в Вену с известием о смене власти в Петербурге и о своём вступлении на престол.
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Ф. С. Рокотов. Начало 1780‑х гг.
Великий князь Александр Павлович — будущий российский император Александр I. Старший сын великого князя Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны.
В начале 1780‑х гг. Рокотовым было написано несколько портретов великого князя Александра Павловича. Самый первый находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, остальные портреты — авторские повторения.
Портрет императрицы Екатерины II. Ф. С. Рокотов. Конец 1770‑х–1780‑е гг.
Написанный Рокотовым портрет Екатерины II точно повторяет композицию её большого парадного портрета, созданного в 1776 г. знаменитым парижским портретистом Александром Росленом. Портрет Рослена не понравился императрице и вскоре она распорядилась: при создании копий — голову писать по оригиналу Рокотова. Подобные изображения называют иконографическим типом Рослена-Рокотова.