Выставка Час потехи в Историческом музее

Купить билет
Неизвестный художник. Гулянье 1 мая в Сокольниках. 1840-е гг.

Народные увеселения, зрелища, игры

Праздничные гуляния занимали в жизни русского народа заметное место. Игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни России.

На ярмарочных и праздничных гуляниях возводились целые увеселительные городки, включавшие в себя как старые, так и новые развлечения и зрелища народной России. Сама культура гуляний носила игровой характер.

Медвежья потеха, раек, «огненные действа», балаган, шарманки, механизированные куклы, панорамы. Все это яркие, популярные, типичные виды народных увеселений, но с другой стороны — они демонстрируют создание того специфического мира городской праздничной площади.

Игры стали популярны еще в глубокой древности. Скачки, катания с гор, кулачные бои, лапта и бабки — все это старые русские игры, что были так популярны у наших предков.

Во время ярмарок и больших празднеств на улицах города шла торговля различными сластями, фруктами и напитками. Помимо торговцев, грузчиков, ростовщиков и другого делового люда, ярмарочный фольклор вбирал в себя традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров.

Городские зрелища

Медвежья комедия
Одно из древнейших и любимых народных увеселений России.
Медвежья комедия
Скульптурная группа «Медведя водят». Завод Гарднера. 1880 - 1890- е годы

Медвежья комедия

Одно из древнейших и любимых народных увеселений России. Поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, и показывали свое искусство там, где собиралось достаточно народу и можно было заработать. Ярмарки и народные гуляния как никогда подходили для такого.

Но в прежние времена медвежья потеха носила более глубокий смысл. К медведю все относились с большим почтением. Славяне верили, что зверь обладает магической силой, верили в его связь с плодородием, здоровьем и благополучием. Поэтому, поводыря и его медведя всегда впускали на ночлег, ведь это сулило счастливую жизнь.

Сама по себе медвежья комедия — это выступление медведя с козой под прибаутки хозяина. Наиболее комичный эффект возникал, когда представление разыгрывалось настоящим медведем и ряженой козой. Медведь подражал действиям людей, а «коза» изображала животное. Смеялись над неожиданной трактовкой его жестов, над сопоставлением их с поведением людей: «как старательно девицы румянятся», «девки с коромыслом ходят», «как малые ребята за горохом ходят».

Основная нагрузка, конечно же, падала на текст, которым хозяин сопровождал неуклюжие, нелепые жесты медведя. Поэтому, во многом успех представления зависел от чувства юмора медвежьего поводыря, как он мог умело подать своего артиста и обыграть его однообразные движения.

Исчезновение медвежьей потехи как вида народного искусства связано с крестьянской реформой 1861 года, с деятельностью обществ покровительства животным, а также указом Сената о запрещении медвежьей комедии и убийстве всех дрессированных животных. В конце XIX века их лишь изредка можно было встретить на балаганах в крупных городах.

В 1930-е годы поводыри с учеными медведями исчезли, теперь их представления можно увидеть лишь в цирке.

Кукольные представления
Кукольные спектакли, как и медвежья потеха, занимали одно из главных мест в увеселительных мероприятиях.
Кукольные представления
Весна красна: Аллегорическое шествие, устроенное на народном гулянье в Москве, 21 мая 1883 г. М. Лентовским, по случаю священного коронования их императорских величеств / Рисунки. Ф. Шехтель. - изд. 3-е испр. и доп. Лист [12]. Театр. Петрушка. Раек. Ф. Шехтель. 1883
Неизвестный художник. Уличный кукольный театр с Петрушкой (Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин). 1820-е гг..
Суходольская (автор оригинала), Пейне (грав.). Петрушка. Репродукция. Конец XIX - нач. XX вв.
Кукольный театр и гусляр в XVII веке. Репродукция. Кон . XIX - нач. XX вв.

Кукольные представления

«…вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость с помощью кукол».

Кукольные спектакли, как и медвежья потеха, занимали одно из главных мест в увеселительных мероприятиях. Легкие на подъем и ведущие бродячий образ жизни, кукольники были готовы разыгрывать свои представления везде, где собирался народ, готовый посмотреть их выступления.

Русский театр кукол XIX в. условно можно поделить на две ветви. В первой — кукольники стремились поразить зрителя необычностью и великолепием действа: яркие декорации, богатые костюмы кукол, экзотические персонажи. Но самое главное — реальность. Куклы были подобны людям, имитировали «человеческие» профессии, занятия и ситуации. Вторая же относится к бытовому театру, бродячему или временному. Он продолжал традиции народных, фольклорных увеселений.

Ванька Рататуй, Петр Иванович Уксусов, или по-простому, Петрушка — главный и чуть ли не единственный герой русского народного кукольного театра с 1840-х годов.

«Ходячий» Петрушка — был самым популярным представлением в народе. Кукольник и его помощник-музыкант со своим театром из складной легкой ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (или скрипки) бродили от ярмарки к ярмарке, по пути показывая свою комедию под открытым небом.

Представление в театре Петрушки состояло, как правило, из нескольких отдельных сцен, но главным героем в них был всегда Петрушка. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе и финальная сцена.

Своеобразие театра Петрушки было в том, что зритель получал удовольствие не от знакомства с новыми героями и сюжетом, а от того, как они играют. Все внимание зрителей было сосредоточено на интонации речи актера и на движениях куклы.

Большая роль в комедии отводилась музыкальным вставкам. Они были призваны настроить аудиторию на веселый, праздничный лад, или создавать дополнительный комический эффект.

Петрушка и сама комедия прошли интересный и сложный путь: они вобрали в себя иностранные и русские черты, освоив богатый зрелищный фольклор, комические и сатирические жанры русского народного творчества XVII–XVIII веков. Как массовое явление народно-ярмарочной культуры он прекратил свое существование с десятых годов XX столетия. Хоть он еще и появлялся над ширмой на гуляниях, но не занимал уже того заметного места в народных развлечениях. Интересы народа были уже совсем другие.

Раек или потешная панорама
Ни одно из праздничных увеселений XIX в. не проходило без райка (потешной панорамы).
Раек или потешная панорама
Щедровский Игнатий Степанович. 1815-1870 (художник). Шарманщик. последняя четверть XIX - начало XX в.

Раек или потешная панорама

Ни одно из праздничных увеселений XIX в. не проходило без райка (потешной панорамы). Веселая речь раешников звучала на ярмарках в Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле, Одессе и в других крупных городах и торговых селах.

Раек — ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался различными прибаутками. В определении искусствоведа Дмитрия Ровинского: «Раек — это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые».

Появление райка в России обязано иностранным гастролерам, которые с последней трети XVIII века привозили большие панорамы на русские ярмарки. Панорама — это вид пейзажной живописи, длинная картина больших размеров, помещаемая на стене специального круглого здания, в центре которого находится зритель. Освещение, звуковое оформление и движущиеся фигуры создавали иллюзию реального пространства.

Малая панорама (или раек) начала появляться на ярмарках примерно в начале XIX века. Благодаря лубочным картинкам, основе раешного обозрения, она завоевала любовь массового зрителя. Во многом успех райка определялся прибаутками, которыми сопровождались потешные панорамы, а также историями о храбрейших воинах, иноземных сказаниях, о приключениях русских богатырей.

Вообще лубок занимает особое место в культуре XVIII–XIX столетий. Его популярность привела к развитию промышленного производства народных картинок.

Уйдя из жизни вместе с другими ярмарочными увеселениями, раек еще долго привлекал к себе внимание как действенное средство пропаганды, содержащее яркий рисунок, меткую подпись и остроумное пояснение. Можно смело сказать, что раек — это прародитель современного телевизора, с помощью которого можно было узнать новости, в том числе и заграничные, увидеть сказки, послушать сплетни.

Балаганы
Балаганы — это центр праздничной площади, лицо гулянья.
Балаганы
В.М. Васнецов (художник), Балаганы в Париже в 1877 году. Кон. XIX - нач. XX вв.
Внутренность балагана во время представления. Репродукция. Кон. XIX-нач. XX вв.

Балаганы

Балаганы — это центр праздничной площади, лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам владельцев судили о ярмарке, о размахе и значимости гуляний.

Слово «балаган» пришло в русский язык из тюркского языка, где обозначало легкую верхнюю пристройку к дому, или балкон.

Вообще балаган — это временная разборная постройка для торговли. В России балаганы известны с XVIII века, которые появлялись на ярмарочных площадях. Тогда и начали разыгрываться небольшие и несложные пьески-интермедии. На сценах временных театров выступали профессиональные актеры, цирковые артисты и просто любители. Такие театры нередко поражали разнообразием репертуара, богатством декораций и часто — талантливой игрой. Вместе с ними возникла и потребность в рекламе разыгрываемых представлений.

Первыми владельцами балаганов были иностранцы, поэтому все спектакли в основном опирались на итало-французскую традицию. У них же, на балконах, появились и зазывалы, которые приглашали публику на представление шутками-прибаутками. В представлениях Христиана Лемана долгое время выступал бессловесный паяц в костюме Пьеро. Но уже в 1820-х годах иностранцы стали приглашать на роль зазывал русских балагуров, полагая, что словесная реклама на русском языке привлечет больше зрителей, чем бессловесная пантомима.

Обязательным их украшением были: вывески, флажки, а позднее — газовые и электрические лампы. А еще владельцы балаганов любили причудливые надписи, отражавшие лица балагана, его программу: «механический и отроботический театр», «механический театр — метаморфоз», «метаморфоз, комические виртуозы и туманные картины».

Все представления обычно начинались в полдень и заканчивались в девять часов вечера. Каждый спектакль длился минут тридцать–сорок, и в течение дня он шел раз пять–шесть.

Балаганы, как и вся народная ярмарочная культура не были вечными, они постоянно подвергались изменениям на протяжении долгого времени. Они прекратили свое существование, оставив после себя в многотомной народной истории небольшую, но очень яркую главу.

Фейерверк
Как зрелищное искусство фейерверки начали развиваться в XVII веке.
Фейерверк
Литография издателя А. Руднева. Великолепный Фейерверк по случаю коронации при 1-м и 2-м кадетских корпусов 17 сентября 1856 года. 1856 г.
Г. Качалов (гравер). Изображение великого фейерверка, который по всемилостивейшему ея императорского величества указу по окончании торжества высочайшего брака
Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля во коронационных торжеств. Коронация императора Александра II в Москве. Шварц Густав. 1856 г.

Фейерверк

Как зрелищное искусство фейерверки начали развиваться в XVII веке. Они были введены Петром I для празднования коронаций, бракосочетаний, военных побед. Празднование многих триумфов переносили на Новый год, тем самым показывая пример следования введенной Петром новой традиции летоисчисления.

На протяжении XVIII века фейерверочное искусство в России достигло невиданного размаха. Огненные потехи год от года расширяли свою цветовую палитру, а конфигурация пиротехнических устройств становилась все разнообразнее и замысловатее. Фейерверки представляли собой очень яркие, красочные зрелища, восхитительные спектакли, где двигались зажженные фигуры, били огненные фонтаны и взлетали ракеты в воздух. Именно русские пиротехники первыми придумали разноцветные огни. Иногда фейерверкеры, действующие на сцене, наряжались в театральные или карнавальные костюмы.

В фейерверке воплощалась сама идея празднества, настоящий спектакль из огненных символов и аллегорий. В основном это были идеи общественной жизни своего времени. Когда представления становились все сложнее и замысловатее, для зрителей делали либретто — пояснение для огненного спектакля.

Декоративная часть огненных представлений состояла из множества ракет и световых фигур. Это были сюжетные картины двух родов: планы фейерверка и щиты иллюминации. План — это рама из деревянных палок высотой до 7 метров. На нее, с помощью пропитанного пиротехническим составом шнура, наносился рисунок, который пояснял бы весь смысл аллегории. Во время действия, шнур поджигался и в ночной темноте выступал светящийся рисунок.

Щит иллюминации обычно представлял собой раму, обтянутую холстом, куда крепились фонари или плошки.

«Огненные забавы» были общедоступными зрелищами, поэтому приобрели широкую популярность среди всех слоев населения. Позднее фейерверочный театр использовался для создания сценических эффектов в театральных постановках и балаганных феериях.

Воздухоплавание
В конце XIX века имя американца Шарля Леру, воздухоплавателя и парашютиста, было на слуху у всей «почтенной» публики.
Воздухоплавание
Неизвестный художник. Полет воздушного шара на маневрах в присутствие царской семьи. 1890-е гг.
Неизвестный художник. Литография А.А. Левенсона Новость!!! Знаменитые воздушные полеты с парашютом Шарля Леру. Афиша. 1889 г.
Портрет воздухоплавателя Леде, погибшего во время полета шара 31 августа 1847 года. середина XIX в.

Воздухоплавание

В конце XIX века имя американца Шарля Леру, воздухоплавателя и парашютиста, была на слуху у всей «почтенной» публики. В 1889 году он приехал в Санкт-Петербург и на глазах нескольких тысяч зрителей поднялся на несколько сот метров ввысь, а затем, отделившись от воздушного шара, полетел камнем вниз. За ним потянулся белый шлейф и, с громким хлопком, над парашютистом раскрылся спасательный зонт. Под испуганные возгласы толпы Леру повис в воздухе и раскачивался под куполом парашюта. Вслед за этим он стал выделывать занимательные аттракционы: посыпать народ серпантином, распускать цветные флаги — и опустился вниз, восторженно встреченный зрителями. Вслед за ним приземлился и шар. В Москве Шарля Леру знали как «летающего француза», который спустился с высоты 500 метров «вверх тормашками». Леру сам сшил парашют из китайской чесучи — большой зонт, состоящий из 12 клиньев с кольцом в вершине для уменьшения качки. Каждый из клиньев скреплялся стропами с ременным поясом, надетым на парашютиста.

Это был парашют-полуавтомат. Он крепился сбоку аэростата на особой веревке с пружиной, которая выдерживала вес парашюта. Как только человек прыгал, пружина разжималась и парашют отделялся от шара.

На этот аттракцион собиралась большая толпа народа, специально продавали билеты, чтобы просто можно было посмотреть на «короля воздуха».

Первой жертвой отечественного воздухоплавания стал поднявшийся 31 августа 1847 года из Санкт-Петербурга аэронавт Август Леде. Через несколько дней его воздушный шар нашли на Ладожском озере, но самого Леде нигде не было. Из гондолы исчез, взятый им в полет, парашют, которым он мог воспользоваться.

Народные забавы

Катание с гор
Горки — самая любимая массовая забава.
Катание с гор
Найденов, Николай Александрович. Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений. Вып. II. Лист [10]. Вид ледяных гор в Москве во время Сырной недели. 1886
Петербург. Катание с ледяных гор на реке Неве во время масленицы. Художник Б. Патерсен. 1803 г.

Бенжамен Патерсен (1750–1815) – известный шведский художник, живописец и график, работал преимущественно в жанре городского пейзажа. С 1787 года жил и работал в Петербурге. Его творческое наследие включает более ста живописных, акварельных и гравированных видов северной столицы. Патерсен, как Ж. Делабарт и Фр. Кампорези, сыграл значительную роль в развитии в России жанра видового, городского пейзажа.

Катание с гор

Горки — самая любимая массовая забава.

Обычно катались с естественных холмов, пригорков или строились ледяные горки на подмостках — катушки. Для них специально заготавливали бревна и обливали их водой. Для катания использовали санки, салазки, ледянки, лотки, рогожи и старые корыта.

Ледянку делали так: брали в хозяйстве негодную лубяную утварь, решето или лукошко, залепляли дно свежий коровьим пометом и выставляли на мороз. Несколько раз обливали водой и ледянка готова.

Также на время Масленицы устраивали шесты — тонкие обтесанные бревна, которые ставились под уклоном. Их поливали водой и катались парами, взявшись за руки. В конце ледяной дорожки иногда делали в снегу углубление с сеном.

Каждый катающийся на глазах собравшегося народа старался проехать как можно дальше, с большей скоростью, а также не свернуть в сторону и не упасть. Обычно, катались парами. Девушки выстраивались в очереди в ожидании приглашения, после которого молодые люди поднимались на вершину горы и скатывались с нее на маленьких санях. Как правило, катания заканчивались поцелуем.

Бенжамен Патерсен (1750–1815) – известный шведский художник, живописец и график изобразил на второй картине масленичное гулянье, устроенное в самом центре Петербурга у Исаакиевской площади. В то время как знать предпочитала прогулки в каретах по Английской набережной, главным развлечением простого народа было катание с ледяных гор. Они, как правило, возводились на льду реки Невы, соединяя тем самым ее противоположные берега и достигали высоты 15–20 метров.

Слева изображена Английская набережная, где находилось здание Сената – бывший дом канцлера А.П. Бестужева-Рюмина, перестроенное в 1780-е – 1790-е годы архитектором И. Старовым, а чуть далее дворец директора императорских театров А.Л. Нарышкина, известного тем, что летом он устраивал на Неве концерты духовой и роговой музыки, а зимой строил катальные горы для народа. Справа видна набережная Васильевского острова с знаменитым зданием Академии художеств. Художнику удалось очень точно передать яркую, праздничную атмосферу одного из самых любимых русским народом гуляний.

Качели
Качели были главным занятием в пасхальные дни.
Качели
Гейслер Х.Г. (гравер). Качели. Гравюра из издания «Игры и увеселения русских из низших сословий». 1817 г.

Качели

Качели были главным занятием в пасхальные дни. У славян-язычников качели являлись магическим обрядом. Качались, чтобы летом работа была легка, а урожай хорошим.

Качели очень любили дети. На праздники качели ставили на свободных площадках, возвышенных местах. Это был центр всех игр и забав.

Рядом с качелями устраивали веселые игры, пели песни под гармонь, иногда гармониста усаживали в центре между качелями.

Скакание на доске
Скакание на доске очень древняя забава и была распространена в основном у девочек.
Скакание на доске
Гейслер Х.Г. (гравер). Игра «Скакать на доске». Гравюра из издания «Игры и увеселения русских из низших классов». 1803- 1805 гг.

Скакание на доске

Скакание на доске очень древняя забава и была распространена в основном у девочек.

Брали довольно толстую доску и клали ее на лежащий чурбан. Девушки становились на концы доски и начинали по очереди подпрыгивать. Такая забава требовала большой сноровки и ловкости, было необходимо с достаточно большой высоты прыгнуть прямо на край доски, строго перпендикулярно, иначе доска могла просто слететь с чурбака.

Чтобы это предотвратить, на середину доски иногда усаживался парень, это называлось «сидеть на кашке».

Хоровод
Русский хоровод — самый распространенный и самый древний вид танца.
Хоровод
Вдоль по морю синему: Соловьев, кон.XIX в.

Хоровод

Русский хоровод — самый распространенный и самый древний вид танца. Хоровод — это танец-игра, который сопровождается пением. В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники держатся за руки и водят хоровод по кругу — хождение по солнцу. Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды.

Конные скачки
История конных скачек в России началась в конце XVIII века.
Конные скачки
Алексеев Н.Н. (художник). Типография А.А. Чичерина. Рысистые бега на ходынском поле. Афиша. 1981 г.

Конные скачки

История конных скачек в России началась в конце XVIII века. С тех пор члены царской семьи и представители самых знатных дворянских родов стали горячими поклонниками этого вида спорта и частыми посетителями ипподрома. Сама Екатерина II никогда не пропускала это событие.

В народе не меньше любили катание на лошадях. Это была одна из самых красивых и впечатляющих забав. Лошадей на кануне тщательно чистили, расчесывали им гривы и вплетали разноцветные ленточки в косы. Санки всегда выстилали плюшем, мягкими подушками и теплым одеялом, куда обязательно садилась молодая девушка. Мужчины устраивали большие состязания — гонки рысаков, скачки верховых всадников.

Воздушный змей
Появление воздушного змея произошло в Китае.
Воздушный змей
Кнаппе (художник). Игры на деревенской улице. 1802 г.

Воздушный змей

Китай — это родина воздушного змея.

Воздушных змеев обычно делали из тонкой бумаги, на который наклеивали крест-накрест тонкие ровные лучинки, такие же приклеивали по краям. Лучинки на передней части загибали до полукруга, концы стягивали нитками. Самая важная часть — три нити, сходящиеся в одну от обоих концов полукруга и перекрестья лучинок в центре. Для равновесия змея, ему делали хвост из мочалин.

Игры

Горелки
Для начала в игре определяют вожака. В игре его называют «огарыш» или «горелка».
Горелки
Передвижная выставка картин в Москве. Горелки. Г.Д. Алексеев. Кон. XIX - нач. XX вв.

Горелки

Для начала в игре определяют вожака. В игре его называют «огарыш» или «горелка». Остальных участников называют «горящие». Число участников всегда должно быть нечетными.

Вожак становится впереди всех, при этом ему строго настрого запрещается оглядываться назад или смотреть в сторону. Оставшиеся игроки выстраиваются позади по парам, друг за другом на расстоянии одного шага. Игра начинается с того, что все дружно начинают распевать песню:

Гори, гори масло!
Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Взглянь на небо,
там птички летают.

Была и другая вариация такой песни:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!

В это время вожак обязан посмотреть на небо, а задняя пара расходятся один налево, второй направо, медленным шагом подходя к вожаку. Поравнявшись с ним, бегут со всех ног вперед, стараясь соединиться и схватиться руками. Вожак же должен им помешать любой ценой: кого-нибудь поймать, или же просто коснуться ладонью.

Если горельщику удастся задеть кого-нибудь из бегущих, он образует с пойманным новую пару и становятся впереди других пар. Непойманный же остается «гореть». Песенку начинают петь уже ему и опять бежит последняя пара.

Но если горельщик так и не смог никого поймать, он становится на свое место и пытается поймать кого-то из очередной пары.

Такая игра продолжается до тех пор, пока все не набегаются.

Бабки
Бабки — специально обработанные кости нижних подкопытных суставов ног коров.
Бабки
Аткинсон Д.А. (гравер). Игра в бабки. Гравюра из альбома «Живописное изображение обычаев, одежды и увеселений русских». 1803-1804 гг.

Бабки

Бабки — специально обработанные кости нижних подкопытных суставов ног коров. Их количество зависит от количества играющих. У каждого игрока должно быть по 6-10 бабок. Кроме этого, должна быть одна крупная тяжелая бабка-битка.

Игра проводится на воздухе, недалеко от глухой стены, чтобы бабки не залетали далеко при сбивании. В нескольких метрах от этой стены чертят линию кона, и в еще нескольких метрах — линию города.

Бабки ставятся на кон и размещаются в один ряд по линии кона, затем гуськом в один ряд, гуськом в два ряда, затем гнездами по 3-5 бабок, и, наконец, врассыпную.

Игроки, стоя в очереди, начинают сбивать бабки. Каждый делает один удар по бабкам. Каждая сбитая бабка дает ему выигрышное очко. Если все игроки пробили по одному разу, а бабки еще не все сбиты, то игра едет по второму кругу.

Подсчитываются очки, затем играют во второй или третий раз. Можно играть до установленного количества очков или сбитых бабок.

Ранее игра в бабки считалась азартной, ее прототипом были игры в кости или зернь, но со временем она стала более популярна у детей и подростков.

Городки
Городки — это старинная русская игра.
Городки
Гейслер Х.Г. (гравер). Игра в городки. Гравюра из издания «Игры и увеселения русских из низших сословий». 1803-1805 гг.

Городки

Городки — это старинная русская игра. Для нее необходимо иметь десять коротких чурок одинакового размера, т.е. городки, а также длинные палки-биты.

Игра проходит на ровной площадке. На одном конце площадки чертятся два квадрата — города. В них размещаются фигуры, которые составляются из городков. От передних углов каждого города вперед проводятся две линии — усы.

В одном метре от лицевой линии города проводится штрафная линия, а пространство между ними называется пригородом.

Игроки делятся на две команды, каждая получает по городу, пять городков и биты. Команды ставят в своих городах фигуры и устанавливают очередь кому за кем бить. Вначале бьет одна команда в своем городе, выбивая городки из своего квадрата. Когда все игроки одной команды пробили, свой ход начинает вторая команда.

Команда, затратившая меньшее количество ударов на выбивание всех фигур, считается победителем.

Кубарь
Выражение «катиться кубарем» знают все.
Кубарь
Корнеев Емельян Михайлович. 1763-1839, Вагнер К. Игра в свайку. 1812 г.

Кубарь

Выражение «катиться кубарем» знают все. Его происхождение связано с очень старой игрой в кубаря. Кубарь — это небольшой деревянный предмет в форме цилиндра или луковицы с остро заточенной ножкой, на которой и вертится кубарь. По-другому его еще называет волчок. Такие находили во время раскопок древнего Новгорода.

Обмотанные веревочкой кубарь ставили на ровную поверхность и ловким движением руки закручивали.

А потом шло состязание: кубарь было необходимо загнать в условленное место через какое-либо препятствие, подхлестывая его веточкой.

Свайка
Суть игры заключалась в попадании свайкой в лежащее на земле кольцо.
Свайка
Аткинсон Д.А. (гравер). Игра в свайку. Гравюра из альбома «Живописное изображение обычаев, одежды и увеселений русских». 1803-1804 гг.

Свайка

Свайка — это специально выкованный металлический предмет, похожий на большой тяжелый гвоздь (обычно 400-800 гр.) с круглой массивной головкой. К нему прилагалось толстое железное кольцо.

Суть игры заключалась в попадании свайкой в лежащее на земле кольцо. За каждое попадание игрокам начислялась определенное количество очков, и кто больше набрал — считался победителем.

По окончанию игры победитель с размаху вгонял свайку в землю и предоставлял возможность проигравшему доставать ее. Это называлось копание моркови.

Считалочки

Существует огромное количество ситуаций, в которых необходимо сделать выбор. Спортивные соревнования, игры, сражения и различные обряды.

Такой выбор позволяли сделать считалки, с помощью которых, обычно, определяли водящего в игре или же определяли очередь среди участников. Считалки помогали без споров и разногласий выбрать справедливое, нужное, неожиданное и интересное решение.

Инструкция: все дети, что участвуют в игре, становятся в круг, один из детей становится в середину и произносит считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге.

Тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим, или освобожденным от жребия. Постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным.

Иногда игроки могут договориться между собой, и водящим выбирался тот, кто вышел первым. Для этого годятся все считалочки, но были и такие, которые годились только для таких случаев. Слова в них прямо и указывают, что водит тот, кто вышел.

Первые записи считалок относятся к XVIII веку. Исследователи сразу увидели в ней самостоятельный вид устного народного творчества.

Как правило, в считалочках нет сюжетной основы. Обычно это перечень предметов или описание порядка счета. Но бывали и исключения.

Ритм в считалочке играет особую роль. Считалка произносится монотонно, размеренно.

Считалочки далеко не единственный способ определить очередь или водящего. Дети делали это также при помощи жребия: берут определенное количество спичек, травинок или соломинок. Важно, чтобы количество одинаковых палочек совпадало с количеством участников игры. Одну из палочек обламывают, чтобы она была короче остальных. Затем, все зажмуривают глаза и по очереди вытягивают палочки. Кому достанется самая короткая, тот и водит.

Случайная считалочка


Предметы на выставке

О козьей голове
О козьей голове — фигуре, которая появлялась на масленичных гуляниях, колядках и других народных праздниках рассказывает Наталья Гончарова, хранитель фонда дерева Исторического музея.
О козьей голове

О козьей голове

О козьей голове — фигуре, которая появлялась на масленичных гуляниях, колядках и других народных праздниках рассказывает Наталья Гончарова, хранитель фонда дерева Исторического музея.

О скворечниках
О необыкновенных скворечниках рассказывает Наталья Гончарова, хранитель фонда дерева Исторического музея.
О скворечниках

О скворечниках

О необыкновенных скворечниках рассказывает Наталья Гончарова, хранитель фонда дерева Исторического музея.

О пивной бутылке
О пивной бутылке и пивоварне Ивана Ивановича Дурдина в Рыбинске рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.
О пивной бутылке

О пивной бутылке

О пивной бутылке и пивоварне Ивана Ивановича Дурдина в Рыбинске рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.

О мундирном платье
О мундирном платье Ольги Николаевны, дочери императора Николая I, рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.
О мундирном платье

О мундирном платье

О мундирном платье Ольги Николаевны, дочери императора Николая I, рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.

О пушке
О салютационной пушке и салютах рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.
О пушке

О пушке

О салютационной пушке и салютах рассказывает Наталья Каргаполова, научный сотрудник экспозиционного отдела Исторического музея.

Об античных экспонатах
Об античных экспонатах выставки «Час потехи» рассказывает Денис Журавлев, хранитель античной и византийской коллекции отдела археологии Исторического музея.
Об античных экспонатах

Об античных экспонатах

Об античных экспонатах выставки «Час потехи» рассказывает Денис Журавлев, хранитель античной и византийской коллекции отдела археологии Исторического музея.

Увлекательные истории о том, как веселились наши предки

Петрушка
Петрушка — кукла весьма разнообразная, особенно в контексте мировой культуры.
Петрушка

Петрушка

Петрушка — кукла весьма разнообразная, особенно в контексте мировой культуры. Были и перчаточные куклы, были и марионетки, были и теневые. О русском Петрушке рассказывает Анна Федоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Качели
Наши люди катались так, что худо становится человеку современному.
Качели

Качели

Наши люди катались так, что худо становится человеку современному. Наши предки совершенно спокойно на качелях выполняли солнышко. О выносливости и обычаях, связанных с катаниями на качелях наших пращуров, рассказывает Анна Федоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Горы
Зимние горы для сумасшедших катаний создавались в России везде.
Горы

Горы

Зимние горы для сумасшедших катаний создавались в России везде. Даже императрица Елизавета Петровна любила лихо и с визгом скатиться с ледяной горы. Еще больше интересного в рассказе Анны Федоровны Некрыловой — филолога, фольклориста, театроведа, театрального критика.

Раек
Раек — это ящик с прорезями для глаз. Через эти отверстия можно было рассматривать всякие дивные картинки.
Раек

Раек

Раек — это ящик с прорезями для глаз. Через эти отверстия можно было рассматривать всякие дивные картинки. Райки обожали и стар и млад. Раешники сопровождали свои представления смешными рассказами. Слушаем Анну Федоровну Некрылову — филолога, фольклориста, театроведа, театрального критика.

Балаганы
Ну какой праздник без балагана на площади. Феерию осознанного обмана, в какой-то степени сумасбродства любили и хотели переживать снова и снова.
Балаганы

Балаганы

Ну какой праздник без балагана на площади. Феерию осознанного обмана, в какой-то степени сумасбродства любили и хотели переживать снова и снова. Рассказывает Анна Федоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Торговля
Торговля на Руси в праздничные дни — отдельное ремесло.
Торговля

Торговля

Торговля на Руси в праздничные дни — отдельное ремесло. Думаем, что мастерству тогдашних торгашей позавидовали бы современные предприимчивые люди. Давайте послушаем, что нам рассказала Анна Федоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Медвежья комедия
Медвежья комедия подразумевала обязательно двух участников: сам медведь и поводильщик, который вел с ним беседу, заставлял танцевать и проделывать разные неуклюжие, но смешные номера.
Медвежья комедия

Медвежья комедия

Медвежья комедия подразумевала обязательно двух участников: сам медведь и поводильщик, который вел с ним беседу, заставлял танцевать и проделывать разные неуклюжие, но смешные номера. Еще больше о значении медведя в жизни людей расскажет Анна Федоровна Некрылова — филолог, фольклорист, театровед, театральный критик.

Опиц Г.Э. (художник). Игра в карты в игорном доме в Париже. 1814-1815 г.

Карточные игры добились своего расцвета во время правления Екатерины II. Карты стали массовой и характерной чертой русского дворянства. По случаю рождения своего внука Александра, императрица устроила карнавал, на котором она отдавала бриллиант тому, кто получит девять очков в азартной игре макао.

Азартные игры

Азарт — одна из важных составляющих игры — страстное увлечение и поглощение игровым процессом. Такие игры имели своей целью выигрыш денег, и ее результат целиком и полностью зависел от воли случая.

В России из азартных игр были распространенны в основном карточные игры и зернь (игра в кости). Кости были привезены торговыми караванами из разных стран, а карты привозились из Европы.

Наиболее распространенны эти игры были в Сибири среди служилых людей (именно в Сибирь перевозили особо крупную часть игральных карт). Карты и зернь считались как элемент общественного порока, так как провоцировали постоянные драки, грабеж и пьянство. Служилые люди часто проигрывали свое имущество.

Указы, запрещающие зернь и карты начали появляться в 1648 г., после чего импорт карт в Россию резко снизился. Игры преследовались не только государством, но и церковью. Именно она выступила инициатором издания указа.

Запреты на игры повторялись в 1717, 1743, 1747, 1757 гг. Но в 1761 году Елизавета Петровна легализовала азартные игры, разделив их на дозволенные коммерческие и недозволенные азартные.

На практике и азартные игры, и игорные дома, и игорное ремесло существовали и развивались, несмотря ни на какие правительственные меры.

В азартных карточных играх игроки делятся на банкомета, держащего банк, и понтеров (играющих против банкомета), поэтому такие игры еще называют «банковыми». Например в фараоне и штоссе понтеры из своих колод выбирают карту, на которую делают ставку, и банкомет начинает прометывать свою колоду направо и налево. Если карта понтера легла налево от банкомета, то выиграл понтер, если направо — то банкомет.

Фараон
Играют обычно два человека. Для игры требуется одна колода из 36 карт.
Фараон
Карта игральная. 1899

Фараон

Фараон пользовалась огромной популярностью в конце XVIII и начале XIX веков. Играют обычно два человека. Для игры требуется одна колода из 36 карт. Перед раздачей соперники делают свои ставки. Колода тасуется, и каждому игроку раздается по 4 карты. Остальная колода кладется на середину стола. Игроки делают ставки за свои карты. Первым ходит понтер (противник). Он кладет свою карту, и сдатчик должен покрыть карту. Если нужной карты нет, то он должен взять карту из колоды. Если карта не подходит, ход переходит к сопернику.

Если на стол один из игроков положит даму, то соперник этого игрока должен или побить карту или заказать масть, а также, если не будет нужной карты, может пропустить ход. Если игрок закончил партию дамой, то с него списывается 30 очков. А если только дама осталась у него на руках, то он получает 30 штрафных очков. Игра идет до тех пор, пока один из игроков не наберет 100 очков. Кто наберет 100 очков, тот проигрывает, а победитель забирает все деньги.

Мушка
В Россию эта игра пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в дореволюционной России.
Мушка
Карта игральная. XIX в.

Мушка

В Россию эта игра пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в дореволюционной России.

В мушку могли играть от 3 до 7 человек. Если играют трое, берут используется колода в 32 карты. Если игроков четверо — 36 карт. При большем количестве игроков используют колоду в 52 карты.

Сдающий карты определяется жребием. Для этого из колоды тянут карты. Тот, кто вытянул самую младшую карту, сдает первым. Далее карты раздаются по одной каждому, пока у всех на руках не будет по пять карт. Следующая карта колоды объявляется козырем.

Перед началом игры каждый игрок пишет перед собой заранее условленное число очков (как правило, 25). Цель игры быстрее других списать свою запись.

Ходят всегда по одной карте. Остальные игроки должны класть на нее карту той же масти, при ее отсутствии — побить козырем, если козыря нет, можно сбросить любую карту. Взятка и следующий ход принадлежат игроку, положившему самую старшую карту в требуемой масти или перебившему ее козырем. В том случае, если кто-то пошел с козырного туза, игрок, имеющий туза пик, может перебить им взятку. Если с козырного туза не ходили, а перекрыли им взятку, пиковый туз теряет свое преимущество. Других козырей он не бьет.

Пикет
«Пикет» тоже пришел в Россию из Франции. Легенда связывает появление игры с королем Карлом VII.
Пикет
Карта игральная. XIX век

Пикет

Также как и «Мушка» «Пикет» пришел в Россию из Франции. Существует легенда, которая связывает ее появление с именем французского короля Карла VII. Главным событием одного из маскарадов была постановка пьесы Корнеля «Торжество дам». Как было принято в то время, пьесу украшал балет, где была представлена «живая колода». Первыми выступали четыре валета, а уж за ними выступали короли, дамы и вся остальная колода, разделенная на кварты по четыре масти в ряд. В продолжение балета масти затейливо перемешивались, составляя различные комбинации. Заглавную роль в представлении играл Пикет.

В России же игра стала популярной во время правления императрицы Екатерины II.

Каждому игроку сдается по 12 карт пакетами по две карты. Оставшаяся колода карт становится магазином. Одна партия состоит из шести раздач. Первым прикупает принимающий. Две карты на выбор из своего прикупа он должен оставить раздающему. Далее, игроки объявляют свои комбинации. За определенные комбинации, игрокам начисляются очки. После подсчета начинается сама игра.

Макао
В игре число игроков неограниченно: могут играть как двое, так и десять человек.
Макао
Карта игральная. 2-я половина XIX века

Макао

В игре число игроков неограниченно: могут играть как двое, так и десять человек. Играют колодой в 52 карты. Садятся по картам. Тот, кто вытянет самую младшую карту, начинает сдачу. Сдатчик именуется банкометом, все остальные — понтерами. Ставки определяют еще до начала игры. Никто не имеет права ставить больше или меньше условленной цифры.

Банкомет дает каждому понтеру по одной карте. Себе он тоже сдает одну карту. Смотреть карту может только тот, кому она принадлежит. Смысл игры заключается в том, чтобы набрать установленное количество очков. Для выигрыша следует набрать девять очков из двух карт или получить на руки девятку.

Рамс
Рамс берет свое начало от мушки.
Рамс
Карта игральная. 1899 г.

Рамс

Рамс берет свое начало от мушки. В России он был популярен в XIX веке, в особенности среди дам. В рамс играют от трех до семи человек. Колода для игры используется полная, в 52 карты, если играют более четырех человек. Если играют менее четырех человек, то используют малую колоду из 32 карт.

Сдается по 5 карт каждому игроку. Сначала по 3 карты, далее по 2 карты. Затем сдатчиком открывается козырь. Сдатчик может пользоваться этим козырем. Если у сдатчика хорошие карты и он может сказать: "Играю", то открывшийся козырь принадлежит ему. Если же у него карты неважные и он вынужден пассовать, то сдатчик откладывает их в сторону, присоединяя к ним и тот козырь. Каждый игрок должен давать карту требуемой масти, а если у него ее нет, он должен перекрывать взятку козырем.

Неизвестный художник. Лубочная картинка «Кулачные бойцы». 1878 г.

Народные азартные игры

В России существовали и народные азартные игры. Обычно они устраивались во время больших празднеств и гуляний. Игра велась на мелкие деньги, орехи, пироги, или же на обычные щелбаны. Русский азарт не останавливали ни запреты, ни наказания.

Катание яиц
Катание яиц — это старая славянская пасхальная игра, заключающаяся в скатывании яиц с небольшой горки.
Катание яиц
Гейслер Х.Г. (гравер). Катание яиц. Гравюра из издания «Игры и увеселения русских из низших сословий». 1803-1805 гг.

Катание яиц

Катание яиц — это старая славянская пасхальная игра, заключающаяся в скатывании яиц с небольшой горки. Играли обычно от двух человек. Первый игрок просто всегда скатывал свое яйцо на небольшую площадку. Задача же остальных игроков заключалась в том, чтобы задеть яйцо на площадке своим. Для этого нужно было задать необходимую траекторию горки. Если задето хотя бы одно яйцо, то человек забирает себе все на площадке, если нет — ход передается другому человеку. Кто больше получит яиц, тот и считается победителем.

Кулачные бои
Такой бой был самым настоящим спектаклем.
Кулачные бои
Соловьев (литограф). «Кулачный бой Тараса Бульбы с сыном». Кон. XIX в.
Неизвестный художник. Лубочная картинка «Кулачные бойцы». 1878 г.

Кулачные бои

Кулачные бои — одна из древнейших забав в истории России. Особенно в зимние праздники был популярен кулачный бой стенка на стенку, или по-другому, стеношный бой. Такой бой был самым настоящим спектаклем. Стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать ее. Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и снова вступали в бой, пока одна из сторон не одерживала победу. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем и организатором боя.

Толпы народа собирались, чтобы посмотреть и даже заключали пари. Обычно такие бои устраивали на большие празднества: масленица, пасха, святки. Порой, зрелища были жестокими. Бойцы во всю стремились показать свою ловкость и силу. Бились в русском кулачном бою только голыми руками.

Два мужичка
Вышли из кабачка,
Нога за ногу поплелись,
Разговорились и подрались,
Да из-за чего и началась драка
Почему, конь не собака
Ссора предмета пустая
Возгорелась драка злая
Публика на них смеется
Ванька с Гаранькой дерется
У Ваньки от Гаранькина кулака
Заболели бока.

Со временем бои становились менее жестокими. В 1726 году вышел закон, по которому запрещалось устраивать бои без ведома полиции. Русский народ, конечно же, это никак не могло остановить. Однако, и сами власти любили наблюдать за народными потехами, поэтому и за законом особо не следили.

Москва. На торгу. XVII век. Художник А.М. Васнецов. 1903 г.

Русский час – все сейчас

Стой, прохожий, остановись,
На наше чудо подивись!..
Давай, давай, налетай,
Билеты хватай!
Чудеса узрите – в Америку не захотите

Для каждого из нас, тружеников, наступает час жизненно важной потехи. Царь Алексей Михайлович в 1656 году определил временное соотношение труда и отдохновения словами, ставшими поговоркой: Делу время – потехе час.

Императрица Екатерина Великая была уверена, что час всенародного праздничного веселья является необходимым условием стабильности государства – Народ, который поет и пляшет, зла не думает. А народ исстари понимал роль развлечений и отдыха: Веселие лучше богатства.

В России праздничных дней, когда люди разных сословий и достатка одновременно предавались веселью, было немало. Праздники соотносились с православным календарем, впитавшим дохристианские представления о годовом цикле, в котором определяющую роль играла цикличность Солнца и Луны: Нет такого дня, за которым бы ночи не было.

На нашей выставке вы увидите интереснейшие экспонаты, позволяющие представить яркую картину праздничного российского бытия. Музейные вещи – очевидцы и участники развлечений, зрелищ и игр, несут воспоминания о зимних и летних праздниках, об огненных спектаклях, об игрушечном мире и веселии пития.

Среди почти 400 экспонатов вы, конечно, заметите: маскарадные сани Екатерины Великой, пушку для салютов, гусарскую униформу великой княжны Ольги Николаевны, мачту речного судна, самодельный деревянный велосипед 300-летней давности.

Не пропустите! Флейту, на которой играл музыкант каменного века, театральную маску средневекового актера, коньки адмирала П.С. Нахимова, мяч, которым потешались древние новгородцы, и официальный мяч чемпионата мира по футболу 2018 г. с автографами футболистов сборной России, смешные чулки «с пальцами» и туфли с каблучком «голубиная лапка», зонтик с гвоздем, доску игры «ходилки» («гусек»).

Не растеряйтесь перед нашей стеной-афишей, выбирая, куда бы вы пошли развлечься: смотреть полет на воздушном шаре Шарля Леру, из фильмов выбрать «Зеленый паук» или «Тайны стен монастырских», или поучаствовать в празднике цветов на ипподроме, пойти в цирк А. Дурова с участием 1000 кур и петухов и т.д.

«Ура! Потехи час». Особое пространство можно назвать «Детская потеха», здесь можно качаться, валяться, складывать пазлы, слушать птиц. Можно запомнить смешные коротенькие стихи, которые когда-то выкрикивали на площадях и улицах, и прочитать их своим родителям, которые на радостях купят деткам музейный сувенир.

Надеемся, что вы согласитесь с народной мудростью:

Кто умеет веселиться,
Того горе боится!