Русская культура XIV-XVII вв.
Об уровне развития русской культуры этого периода свидетельствуют памятники книжности, иконописи, прикладного искусства, представленные в экспозиции. В XIV-XV вв. наивысшего расцвета достигает русская иконопись. Переживает настоящий взлет каменное строительство, развивается летописание и книжное дело. В XVI–XVII вв. в России начинают развиваться элементы светской культуры, нового мышления, нового отношения к жизни, к миру.
Культурный подъем русских земель в XIV–XV вв. отражен в экспозиции зала №14. О развитии регионального летописания можно судить на примере тверских, новгородских, псковских летописей. Возродились лучшие традиции прикладного искусства. Образцы мелкой пластики представлены в витрине 2.
Показателем культурного подъема на Руси стало возобновление каменного церковного строительства. Об этом свидетельствуют детали убранства московских храмов, представленные в витринах 3 и 5. Особого внимания заслуживает фрагмент белокаменной кладки с сохранившейся фресковой росписью. Эта архитектурная деталь принадлежит одной из первых каменных храмовых построек, воздвигнутых на территории Московского Кремля в XIV в. при митрополитах Петре и Алексии.
Переживают расцвет местные школы иконописи. На стене над витринами демонстрируются лучшие образцы русской иконы XIV–XV вв., хранящиеся в собрании Исторического музея. Древнейший памятник новгородского иконописания – образ «Борис и Глеб» 1335 г. Одна из наиболее заметных икон псковской школы написана в начале XVI в. – это «Огненное восхождение Ильи Пророка».
Живопись, как и литература, в первую очередь служила выражению идей той эпохи – идей единения Руси перед лицом жестокого врага, возрождения и укрепления духовности, без которой любая борьба была тщетна. Русское искусство воспевало и прославляло своих духовных вождей. Так, на иконе начала XV в. «Богоматерь на престоле» на самом почетном месте, у трона Богоматери, изображен Сергий Радонежский, один из выдающихся деятелей русской истории и культуры, стоявший у истоков духовного возрождения Руси.
Идея объединения Руси особенно ярко отразилась в творчестве великого иконописца Андрея Рублева. На стене зала – икона из Мохрищского монастыря Владимирской земли «Троица Ветхозаветная» начала XVI в. Это самое раннее известное нам повторение знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. Мастер нашел новое композиционное решение для изображения сюжета иконы, заключив три отдельные фигуры в круг.
Продолжается развитие книжного дела. В витрине 4, находится Андрониково Евангелие, созданное для Спасо-Андроникова монастыря в начале XV в. Книга уникальна тем, что ее страницы украсил мастер круга Андрея Рублева.
В витрине 7 можно увидеть знаменитые литературные произведения XIV–XV вв., воспевшие победу Руси на Куликовом поле. На верхней полке – один из 6 сохранившихся списков «Задонщины», созданной сразу же после битвы ее участником Софонием Резанцем. В подражание «Слову о полку Игореве», автор очень эмоционально описывает подвиг русских людей, завершая произведение словами: «Исчезло у царей желание и веселие ходить на Русскую землю, трубы их не трубят, голосов их не слышно».
Еще один памятник – «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в начале XVI в. Эта повесть была настолько популярна на Руси и в последующие века, что сохранился 101 ее список. В экспозицию помещен иллюстрированный список начала XVIII в. Известно, что «Сказание» легло в основу первого русского учебника истории, написанного в XVII в. Иннокентием Гизелем.
Большой раздел экспозиции (витрины 8–11) посвящен формированию культурного облика Московского княжества, которое очень скоро станет центром складывания единой русской национальной культуры. Между витринами 7 и 8 можно увидеть один из замечательных образцов прикладного искусства московских мастеров – деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
В витрине 8 представлен «Общерусский московский летописный свод», составленный в конце XV в. Московское княжество как политический центр нового единого государства воспринимало свою историю включенной в общерусский исторический процесс, обосновывало свое право на преемственность власти над Русью от Киева и Владимира.
В центральных витринах выставлены образцы лицевого шитья XIV–XV вв. Вышитые иконы – пелены, воздухи, убрусы – получили на Руси широкое распространение. Искусство лицевого шитья требовало высокого мастерства. Лики святых вышивались шелковой нитью толщиной в человеческий волос «в расщеп»: при наложении стежка иглой расщепляли предыдущий стежок. Создавалась полная иллюзия живописи.
В зале №20 можно познакомиться с развитием культуры XVII-XVIII в. Первый раздел зала (витрины 1–5 и памятники слева от входа) представляет русскую художественную культуру XVI–XVII вв. Витрина 1 посвящена музыке и театру. Здесь можно увидеть рукопись с распевами Федора Крестьянина, известного композитора церковной музыки XVI в. Эта рукопись – типичный образец крюкового письма, которым в России пользовались вплоть до XVII в., а в старообрядческой среде – и того дольше. Рядом – «Двоезнаменник» XVII в., где наряду с крюковым письмом музыкальный текст записан пятилинейной нотацией. Этот способ нотного письма использовался в Западной Европе для записи и церковной, и светской музыки. Применение его в России открывало новые возможности для развития светской музыкальной культуры. Пример тому – «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого, положенная на ноты композитором А. Титовым.
В центре витрины – портрет Симеона Полоцкого, одного из первых русских просветителей XVII в., общественного и церковного деятеля, писателя.
В витрине можно увидеть и портрет А.С. Матвеева, прославившегося на самых разных поприщах. Возглавляя Малороссийский приказ, посольское ведомство, он активно участвовал в процессе воссоединения Украины с Россией. Деревянная доска в верхней части витрины могла служить крышкой сундука. На ней представлено живописное изображение «История Эсфири» на сюжет «Артаксерксова действа» – первого спектакля, сыгранного в Москве в 1672 г.
Витрины 4–5 представляют памятники прикладного искусства: образцы золотного и лицевого шитья, все известные техники обработки драгоценных металлов. В витрине 4 – иконы строгановского письма, названного так потому, что оно появилось во владениях купцов Строгановых. Иконопись, отличающаяся необычайным изяществом и тончайшей проработкой деталей, сродни произведениям ювелирного искусства.
Особого внимания заслуживают предметы, украшенные усольской эмалью (витрина 5). Усольской называли живопись эмалевыми красками на металлической поверхности – технику, освоенную мастерами города Сольвычегодска. Вещи отличает не только высокий уровень технического исполнения (ведь при нанесении краски одного цвета предмет каждый раз нагревали до определенной температуры), но и художественное мастерство эмальера – на сотнях предметов, дошедших до нашего времени, невозможно найти похожих узоров.
Огромную роль в истории русской культуры этого времени сыграло книгопечатание, без которого в ту эпоху немыслимы были ни проведение единой государственной политики, ни организация образования, ни развитие просвещения. Иван Грозный, прекрасно сознавая значение книгопечатания, превратил его в дело государственной важности. Царь лично покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову.
Этой теме посвящен последний раздел экспозиции зала. В центральной части витрины 6 – акварель с изображением Московского печатного двора. Это было крупное государственное учреждение, занимавшееся изданием печатной продукции, ее продажей и распространением. При Печатном дворе имелась библиотека, а также лавка, где любой человек мог купить или обменять книги.
На подиуме витрины представлена модель печатного стана начала XVII в. из Московского Печатного двора. Так как она действующая, ее могли использовать для печатания книг малого формата. Модель дает точное представление о том, как в Средневековье выглядели печатные станы. На отдельном пюпитре – знаменитый «Апостол» 1564 г. Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
В средние века богослужебные книги, такие как «Апостол», «Часослов», «Псалтирь», использовались для обучения детей грамоте. В XVII в. в России появляются первые учебники грамматики – буквари. В 1634 г. справщик (печатных дел мастер) Московского печатного двора Василий Бурцов выпустил букварь, который был раскуплен за один день, – так велика оказалась тяга москвичей к просвещению. В начале 1690-х гг. специально для царевича Алексея Петровича Карион Истомин составил букварь, основанный на наглядном методе обучения.
XVII в. ознаменован появлением в России первого высшего общеобразовательного учебного заведения – Славяно-греко-лaтинской академии, созданной по инициативе Симеона Полоцкого в 1682 г. В витрине можно увидеть первый в России учебник истории – «Синопсис» И. Гизеля, изданный в Киеве в 1674 г. В витрине 7 экспонируется «Привилегия» – устав Славяно-греко-латинской академии. Здесь же – учебник «Риторика», написанный специально для Академии одним из ее преподавателей, Софронием Лихудом.
Из Западной Европы привозят точные приборы. В экспозиции представлены солнечные часы, подзорная труба, астролябия. Уже в XVI в. при Иване Грозном возникла мысль о создании «Большого чертежа» – генеральной карты Российского государства. Неизвестно, был ли этот план реализован, но в витрине 8 представлен интереснейший документ – «Книга большому чертежу» – подробнейшее описание сухопутных и водных коммуникаций страны с росписью расстояния между населенными пунктами. Возможно, «Книга» была подготовительным материалом для составления карты.
В витринах 8–9 экспонируются материалы, связанные с развитием научных знаний в России этого времени. Центральную часть витрины 9 занимает икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», представляющая мироздание: над плоскостью Земли простираются небесные сферы, к которым прикреплены светила и планеты, а над сферой звезд – Царство Небесное. Все изображение венчает сцена предстояния Богоматери перед Иисусом Христом в молитве за людей. Икона иллюстрирует «Космографию» Козьмы Индикоплова, жившего в VI в. и описавшего фантастическую картину мира, – плоскую Землю в океане на трех китах, песьеголовых людей на краю Земли и т.п.
Второй раздел экспозиции посвящен образованию и науке. Центральное место занимает медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х гг. фирмой наследников знаменитого картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла ХI. Его наследник, Карл ХII, отказался выкупать глобус, а в 1697 г., будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. Известно, что в 1711–1730 гг. глобус экспонировался вместе со знаменитым ботиком в Кремле, в пристройке к колокольне Ивана Великого. В 1733 г. его переместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа, основанная Петром I в 1701 г. Там глобус служил учебным пособием вплоть до 1752 г. Затем его перевезли в Санкт-Петербург, позднее он вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 г. был передан на хранение в Исторический музей.
Глобус Блау – уникальный памятник мировой картографии. На нем отражены все известные в то время географические открытия. Так, например, хорошо видно западное побережье Австралии, открытой голландскими моряками в XVII в. Обозначенная на глобусе территория Российского государства весьма точно повторяет известную карту России голландского картографа Г. Герритса 1611 г. (рядом в витрине 8 можно увидеть экземпляр этой карты издания 1613 г.).
Большая часть раздела посвящена русской живописи XVI–XVII вв. Центральное место занимает подлинный иконостас придела Прохора и Никанора Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Особенно интересна икона «Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья», написанная знаменитым изографом XVII в. Карпом Золотаревым. В ликах святых заметно явное сходство с царевной Софьей, поэтому изображение вполне можно назвать портретным.
Официальный информационный партнер:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация