Россия в XVI-XVII вв.
Россия в XVI-XVII вв. Это время связано с именами одних и самых значимых фигур в российской истории – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Алексея Михайловича Романова, патриарха Никона. Основные события этого периода определили политический и духовный образ Российского государства, продемонстрировали его силу и мощь.
Со времени создания музея этот зал №18 был посвящен времени правления Ивана Грозного, поэтому он имеет столь торжественный и величественный вид. Свод украшен по золотому фону травным орнаментом, созданным по образцу росписей галерей Покровского собора, возведенного в 1561 г. по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством.
Центральную часть зала занимает копия так называемого «Царского места» Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г. для Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день. Копия сделана специально для Исторического музея в конце XIX в. и интересна тем, что представляет собой реконструкцию уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.
«Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII вв. оно даже именуется «престолом», т.е. троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о том, как в XII в. великий киевский князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка Мономаха. Три стенки «Царского места» украшают 12 сюжетных рельефов, иллюстрирующих этот рассказ. Легенда была призвана показать преемственность политической власти московских государей от византийских императоров.
Венчает «Царское место» двуглавый орел.
Становлению и утверждению российского самодержавия посвящен самый большой раздел экспозиции (витрины 1–6). Начало раздела представляет историю трех царских династий – Рюриковичей, Годуновых и Романовых. В витрине 2 экспонируются вещи из казны первых русских царей. Владельческая надпись на серебряном стакане свидетельствует о том, что он принадлежит государю-царю и великому князю Иоанну Васильевичу и его сыну, царевичу Федору Иоанновичу. Здесь же можно увидеть чарку, которая принадлежала конюшему ближнему боярину Борису Годунову. По восшествии на престол царь Борис не оставил ее в своей казне, а подарил одному из придворных – Клаусу Севастьянову. Портрет царя Федора Иоанновича происходит из уже упомянутой коллекции надгробных портретов русских царей из Архангельского собора Московского Кремля. К этой же коллекции принадлежит двойной портрет первых царей из династии Романовых – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Особое место в разделе занимают материалы, связанные с правлением первого русского царя Ивана Грозного (витрина 3). В витрине можно увидеть два сочинения, составленные при Иване Грозном. В одном из томов «Лицевого летописного свода» излагается история царствования Ивана Грозного и оправдываются жестокие методы его правления. Предполагается, что царь сам редактировал этот том. Книга открыта на миниатюре, изображающей сцену «венчания на царство» молодого Ивана. Второй сборник – «Степенная книга» – представляет русскую историю в виде лестницы, каждая ступенька которой соответствует правлению того или иного князя.
Здесь же в витрине – покаянная моленная одежда царя, власяница. Эта редкая вещь поступила в собрание Исторического музея из Александровской слободы, которая во времена Ивана Грозного в течение 10 лет была центром формирования опричного войска.
Материалы заключительной части раздела (витрины 5–6) рассказывают о политическом кризисе 1680-х гг. и начале правления Петра I.
Второй раздел экспозиции зала посвящен системе управления Российского государства в XVI–XVII вв. Памятники в витринах 7–10 отражают деятельность государственных ведомств – приказов. Это ведомственные печати, образцы деловой документации, личные вещи дьяков, руководителей государственных учреждений, думных дьяков и окольничих, чинов Государева двора. Здесь же представлены наградные ковши и золотые наградные знаки, которые чиновники получали за службу. В середине XVII в. число приказов доходило до 42, но в экспозиции особое внимание уделяется деятельности Посольского приказа и дипломатической службе (витрина 7). Налаживание дипломатических связей с иностранными государствами, организация постоянных посольских миссий в столицах ведущих европейских стран укрепляли положение России на международной арене.
Материалы витрины 11 знакомят с придворным этикетом и церемониалом. Большая часть вещей в витрине связана с придворной охотой. В центре – богатое конское снаряжение, книга «Урядник сокольничьего пути», написанная самим царем Алексеем Михайловичем, большим любителем и знатоком соколиной охоты. На отдельной полочке – серебряная пивная кружка немецкой работы с владельческой надписью царя Федора Алексеевича и изображением сокольничего с птицей на руке.
В центральной части раздела представлены памятники времени правления первых царей из династии Романовых: портреты цариц, личные вещи Алексея Михайловича, стол из кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре, стул из царских покоев Ипатьевского Костромского монастыря.
Особенно интересен портрет царя Алексея Михайловича. Надпись гласит: «Образ великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Белая и Малая России самодержца». Государь изображен в величественной позе, его парадное одеяние сверкает золотом и драгоценными камнями. Это самый ранний из известных царских парадных портретов, написанный в 1670-е гг. Известно, что Алексей Михайлович несколько раз сам позировал художнику.
К концу XVIII столетия в России формируется жанр парадного портрета, в котором автор стремится показать не индивидуальность изображенного, а его социальный статус, заслуги перед государством, принадлежность к властным структурам. Именно поэтому парадный портрет того времени является важным историческим источником. Так, в портрете царя Алексея Михайловича подчеркивается его исключительное социальное положение и, соответственно, укрепившееся в его правление самодержавие. Князь В.В. Голицын на портрете также предстает в первую очередь как выдающийся политический и военный деятель: его рука покоится на тексте договора о вечном мире с Речью Посполитой, инициатором и автором которого он был. На груди князя красуется «золотой в десять угорских на чепи» – высший по достоинству наградной знак того времени, какой получали только воеводы. Этот знак напоминает о знаменитых Крымских походах 1687 и 1689 гг., которые возглавил Голицын.
Укрепление российской государственности шло рука об руку с укреплением главного идеологического института в государстве – Православной Церкви – вплоть до попытки поставить духовную власть выше светской. Экспозиция, иллюстрирующая эту тему, представлена в зале №19.
Тему экспозиции зала предваряет витрина 1, в которой представлено церковное облачение того времени, а витрина 4 знакомит с материалами, связанными с утверждением автокефалии – независимости Русской Православной Церкви. В центре витрины – икона московского митрополита Ионы. При нем в 1452 г. Русская митрополия обретает фактическую независимость от Константинопольского патриархата. Справа – «Чин избрания патриарха Иова». В 1589 г. был учрежден самый крупный в православном мире Русский патриархат, претендовавший на вселенский статус.
В витрине 2 разнообразные документы рассказывают о жизни монастырей, их становлении как крупных культурных и идеологических центров, их огромном влиянии на жизнь государства.
Особого внимания заслуживает портрет патриарха Никона - выдающегося церковного деятеля XVII в. На портрете увековечен момент богослужения, когда патриарх благословляет молящихся (так называемый «малый выход»). Имя патриарха Никона неразрывно связано с реформой середины XVII в., направленной на укрепление церковной организации, унификацию богослужения и богослужебных книг. Эта реформа породила оппозицию, вылившуюся в движение старообрядчества. Именно Никон пытался утвердить приоритет духовной власти над светской. Патриарх потерпел поражение, был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.
Портрет Никона создан в 80-е гг. XVII в. дружиной мастеров Оружейной палаты под руководством иконописца Ивана Безмина. Уникальная техника этого произведения соединила живопись и аппликацию, выполненную дорогими шелковыми и золотными тканями. Портрет, относящийся к числу ранних памятников русской светской живописи, в конце XVII в. украшал палаты князя В.В. Голицына, позднее находился в московском Высокопетровском монастыре – вплоть до передачи его в 1918 г. Историческому музею.
Уникальный комплекс документов связан с историей церковного раскола середины XVII в. (витрина 3). Небольшая икона протопопа Аввакума написана в начале XVIII в., когда старообрядцы готовились к его канонизации. Есть веские основания предполагать, что икона написана с автопортрета – известно, что Аввакум был хорошим рисовальщиком и даже пытался отправить из ссылки в Москву шаржи на царя и его приближенных.
Зал №21 знакомит с внешней политикой России, в том числе с событиями Смутного времени. Экспозиция зала состоит из двух крупных разделов. Первый (витрины 1–5, 8–10) представляет основные события и направления русской внешней политики в XVI–XVII вв. Второй раздел экспозиции (витрины 6–7, подиум с пушками) посвящен военной организации Российского государства в XVI–XVII вв.
Комплекс вещей в витрине 1 относится ко времени начала правления Ивана Грозного и связан с важным событием русской истории – борьбой Российского государства с остатками Золотой Орды – Поволжскими ханствами. В 1552 г. царь Иван IV предпринял третий, победоносный поход на Казанское ханство, а в 1556 г. к Москве было присоединено Астраханское ханство. Россия освободилась от агрессивных соседей, приобрела «подрайскую землицу» в Поволжье, вышла к берегам Каспийского моря, повела активную торговлю со странами Востока.
Центральным экспонатом витрины является байдана – разновидность доспеха, изготовленного из плоских железных колец. Надписи на кольцах позволили установить имя владельца – Ивана Григорьевича Выродкова, современника Ивана Грозного, главы военного ведомства. Выродков известен прежде всего как военный инженер, «градоделец». Под его руководством была построена крепость Свияжск, ставшая плацдармом русских войск во время Казанского похода 1552 г.
Саму же байдану обнаружили в середине XIX в. при строительных работах в монастыре города Орши. Предполагается, что она была утрачена владельцем, когда в этом районе во время внезапной атаки противника русское войско лишилось огромного обоза с оружием и снаряжением.
В середине XVI в. Россия предприняла попытку получить выход к морским торговым коммуникациям, открывавшим ей возможность свободного сообщения с Западной Европой. В 1558 г. Иван Грозный начал войну против Ливонского ордена, владевшего Прибалтикой. Витрина 2 посвящена теме борьбы с Ливонским орденом и выходу к берегам Балтики. Центральный экспонат – западноевропейский полудоспех XVI в., типичное защитное вооружение ливонских рыцарей. Героическая страница в истории войны – оборона Пскова в 1581 г. от войск польского короля Стефана Батория. Город достойно выдержал 11-месячную осаду и не сдался врагу. О «Псковском сидении» рассказывает «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».
В витринах 3–5 представлены материалы по истории Смутного времени начала XVII в., периода освободительной борьбы русского народа с военной интервенцией Польско-Литовского государства и Швеции. Воспользовавшись кризисом, наступившем в России в начале XVII в., Речь Посполитая и Швеция попытались не только ослабить своего восточного соседа, но и лишить нашу страну государственности, поживиться за счет русских земель. В оформлении зала использованы подлинные памятники эпохи – например кованые железные ворота из села Пурех близ Нижнего Новгорода, вотчины Д.М. Пожарского. Пурехская волость была подарена князю в благодарность за освобождение Москвы от поляков в 1612 г.
На стенах зала – три картины и два портрета, подаренные Историческому музею императором Александром III. Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII в., картины изображают сцены обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 г. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I, расположенные по обеим сторонам от входа в зал. Представленная живописная коллекция поистине уникальна, так как других современных портретов участников событий начала XVII в. просто не существует.
В витрине 3 – комплекс вооружения польского воина, «крылатого гусара». Особенностью доспеха является «крыло» из лебединых перьев, прикрепленное посередине спины. Считается, что при быстрой езде перья неприятно шелестели, «крыло» своим видом и звуком должно было пугать противника.
Интересна медаль с изображением Лжедмитрия I, которую, как полагают, чеканили на коронацию Самозванца (витрина 4). Там же два больших золотых дуката, их называли в России «золотыми угорскими». Такие монеты использовались в качестве наградных знаков за участие в военных походах. Лжедмитрий I предполагал награждать этими золотыми свое войско в предстоящих походах против Крымского ханства. Еще одно документальное свидетельство – расписка с личной подписью Лжедмитрия I на 4 тыс. золотых от польского короля Сигизмунда III. Две такие расписки хранятся в Историческом музее.
В витринe 5 особое место занимает оружие – сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие уникально, так как принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией – князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Молодой талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский одержал блестящие победы над интервентами и не позволил им отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли.
Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 г. народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается по праву самым древним русским наградным оружием.
В витрине 6 представлен комплекс вооружения дворянина. В витрине 7 представлено вооружение стрельца; рядом с кафтаном – кремневое ружье XVII в., ствол которого опирался на топор-бердыш.
Во второй части витрины можно увидеть вооружение полков «иноземного строя», которые появились в правление Михаила Федоровича и стали предтечей регулярной армии Петра I. Полки были организованы и вооружены по образцу европейских армий. На подиуме витрины – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» И.Я. фон Вальхаузена. Этот учебник по военному искусству, переведенный с немецкого языка и изданный Московским печатным двором, стал первой в России печатной книгой светского содержания.
В конце представленной на экспозиции эпохи Россия подошла к порогу Нового времени, ознаменовавшегося превращением Российского государства в империю.
Выдающимся событием в истории Московского государства в середине XVII в. стало воссоединение Украины с Россией. В витрине 8 рядом с гравированным портретом Богдана Хмельницкого экспонируется единственная в собрании Исторического музея принадлежавшая ему вещь – серебряная миска с гербом гетмана Запорожского войска. Владельческая надпись состоит из начальных букв титула «Богдан Зиновий Хмельницкий, гетман его королевской милости войск запорожских». Этот титул Хмельницкий получил после победы над королевскими войсками в 1648 г. под Зборовом.
В витринах 9–10 выставлены документы, освещающие основные направления российской внешней политики XVII в. На подиуме представлены образцы артиллерийского оружия того времени. В центральной части – орудие времени Ивана Грозного, железная пушка, ее ствол в виде змеи завершается разверстой змеиной пастью. Уже в конце XV в. в России была создана полевая и крепостная артиллерия, набравшая мощь при Иване Грозном.
Остальные пушки датируются XVII в. и представляют собой великолепные образцы бронзового литья мастеров Московского пушечного двора. На многих из них имеются надписи, часто с указанием имени изготовителей – так, на одной из пушек можно прочитать имя мастера Якова Дубины. По качеству и количеству артиллерии Россия превосходила все страны Европы.
Официальный информационный партнер:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация