Образование единого Российского государства (XIV-XV вв.)
Экспозиция зала делится на два больших раздела, расположенных друг против друга и тем самым символизирующих историческое противостояние Руси и Золотой Орды, постепенное возвышение и укрепление одной и упадок и распад другой. В витрине 4 представлены фрагменты сельскохозяйственных орудий, среди которых особого внимания заслуживают лемехи плугов и сошники. Плуг использовали для распашки старопахотных земель, а соха применялась обычно для обработки целины. Находки большого количества сошников свидетельствуют о распашке новых участков, повышении ценности земли.
Рост феодального землевладения подтверждают многочисленные жалованные грамоты на землю, часть которых помещена в этой витрине. Интересный документ эпохи – копия каменного креста с могилы сына дьяка Стефана Бородатого – боярина, государственного деятеля времени Ивана III. Экспозицию витрины завершает Судебник 1497 г., первый общегосударственный свод законов единого Российского государства. Книга открыта на 57-й главе, которая называется «Суд о крестьянах». Судебник ограничивает свободу передвижения крестьян и переход их от одного феодала к другому. Так государство пыталось обеспечить землевладельцев рабочей силой, так на Руси началось законодательное оформление крепостного права. В витринах 5–10 отражен процесс политического объединения русских земель.
В XIV в. именно Москва становится центром формирования единого Российского государства. Здесь представлена карта «Образование Великого княжества Московского в XIII–XV вв.». Московское княжество сначала собирает воедино древнюю Владимирскую «отчину», а потом выходит за ее пределы: Иван III присоединяет непокорный Великий Новгород, а при Василии II – последними – в состав Московского княжества входят Псков и Великое Рязанское княжество. Памятники, освещающие эти события, находятся в витрине 15. Политическое объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в единое государство завершилось в первой трети XVI в. при великом московском князе Василии III. Материал рассказывает и о борьбе Московского княжества с Великим княжеством Литовским и Великим Тверским княжеством за влияние в русских землях. Здесь же представлены памятники феодальной войны за московский престол, которая разразилась во второй трети XV в. и завершилась победой великого московского князя Василия Васильевича Темного и укреплением позиций княжеской власти. В витрине 8 обращает на себя внимание «Большой Сион» Успенского собора Московского Кремля 1486 г. Нижняя часть этой дарохранительницы сделана в Германии в XIII в., а пятиглавое завершение «Сион» получил в XV в. На «Сионе» – рельефные изображения 12 апостолов. На внешней стороне дверцы – фигура апостола Петра, а на внутренней – надпись, которая гласит, что «Сион» сделан по повелению Ивана III. В этой надписи Иван III назван не только великим московским князем, но «Господарем Всея Руси».
Интересна Чашечка из гробницы московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Рядом – Синодик начала XV в. В книге поминовения умерших перечислены многие русские воины, павшие в Куликовской битве. Витрина 10 посвящена выдающейся роли Русской Православной Церкви в образовании единого Российского государства. Центральное место занимают памятники, связанные с деятельностью московских митрополитов Петра и Алексия, принимавших активное участие в укреплении Московского княжества. Здесь же находится уникальная книга конца XIV – начала XV в. с владельческой надписью: «Служебник преподобного отца игумена Сергия Радонежского чудотворца». Материалы экспозиции освещают вклад игумена в организацию монастырей как центров сохранения культурных традиций и утверждения идеи сплочения Руси в борьбе против монгольского ига.
В арке портала можно увидеть уникальную икону с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля – она располагалась около гробницы великого князя и вместе с другими надгробными изображениями составляла уникальное собрание самых первых русских портретов, написанных в 70-е гг. XVII в. В конце XIX в. икона была передана на хранение в Исторический музей. В процессе реставрации памятника выяснилось, что икона написана в начале XVI в., а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е гг. на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III. До наших дней сохранились портреты и других российских правителей XVI–XVII вв. – Федора Иоанновича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в зале 18.
Официальный информационный партнер:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация