Великое переселение народов (III – начало VIII вв.)
Великое переселение народов (III – начало VIII в.) - завершающий этап железного века, ознаменовавший переход к эпохе раннего Средневековья. Оно охватило всю северную часть Евразии – от берегов Тихого океана до побережья Атлантического.
Большую роль в миграции целых народов играли, очевидно, перенаселение и сложная политическая ситуация на исторической родине этих племен. Обычно переселение носило характер вооруженного вторжения и вытеснения местного населения с завоеванных территорий. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые этносы, ставшие предками современных народов.
На стене зала №7 три карты представляют основные этапы эпохи Великого переселения народов. Первый характеризуется массированным передвижением племен германского происхождения с балтийских территорий. Среди них наиболее известны готы. В конце II в. и на протяжении III столетия они расселились в бассейнах Днестра, Южного Буга, Днепра и в Северном Причерноморье. Образовалась черняховская культурно-историческая общность, расцвет которой в источниках связывается с фигурой Германариха, которому приписывали образование «империи».
Второй этап связан с миграцией в конце IV в. на запад из Центральной Азии полиэтничного союза племен, возглавляемого гуннами. Докатившись до Центральной Европы, гунны во главе конфедерации племен (большую роль в которой играли германские и аланские федераты-союзники) образовали в Паннонии государство, просуществовавшее недолгое время. Наивысший взлет гуннского могущества связан с именем Аттилы.
В 3 четверти I тыс. н.э. в византийских источниках появляются упоминания и описания славянских племен. Именно с этого времени часть археологических памятников можно связывать со славянами.
В витрине 1 представлены древности Поднепровья, принадлежавшие к черняховской культуре, бытовавшей на территории «империи Германариха». Справа, на верхнем планшете, можно увидеть застежки-фибулы – самую распространенную находку в погребениях этой культуры.
Черняховские племена, как и многие другие, испытали на себе мощное воздействие римской культуры. Об этом свидетельствуют серебряные ложки, чашка, стеклянные сосуды, изготовленные римскими мастерами, а также многочисленные подражания римским изделиям, обнаруженные на черняховских поселениях.
Большой раздел экспозиции зала (витрины 2–5) рассказывает о племенах лесной полосы Восточной Европы в I–VIII вв. Здесь представлены вещи из погребений и кладов, найденных в Москворечье, на Оке, в Пермской земле, в Приуралье. Особенно выделяется комплекс находок, происходящих из Прикамья (витрина 4): золотые и серебряные сосуды, монеты; серебряное блюдо с изображением сцены пира бога Диониса. Замечателен золотой кувшин согдийской работы; его тулово состоит из двух кованых золотых половинок, носик выполнен в виде клюва хищной птицы, а ручка украшена головой грифона. На серебряных монетах чеканено имя византийского императора Ираклия (VII в.).
Эти сокровища попали в дремучие леса Прикамья не случайно. Они являлись платой иноземных купцов местным правителям за пушнину, которая высоко ценилась на Востоке. Обилие монетных кладов в Поволжье подтверждает вывод о том, что в те времена именно Волга с притоками, Камой и Окой, была главной торговой артерией, которая соединяла восточные и западные страны.
Особое место в витринах занимают женские украшения из Поволжья и Приуралья. Это многочисленные браслеты, перстни, большие поясные и нагрудные пластины, накосники, нашивные на одежду и головной убор бляшки. Наиболее характерное для финских племен украшение – «шумящие» привески – бубенчики или геометрических форм пластиночки, напоминающие гусиные лапки, иногда на бронзовых цепочках. Часто привески крепились к поясу и выполняли функцию оберега: их бряцанье и шум при ходьбе должны были отгонять злых духов. Эти вещи принадлежали прямым предкам современных финно-угорских народов Волго-Камского региона.
Следующий раздел экспозиции (витрины 6–8) посвящен памятникам юга Азиатской части страны – от Алтая до берегов Сыр-Дарьи. На этой территории в VI в. в результате завоевательных походов тюркских народов образовался Тюркский каганат. В последующие века на его развалинах возникали другие государства. Одним из них в VIII–IX вв. стало государство енисейских кыргызов.
Древности енисейских кыргызов (витрина 7) происходят из чаатасов – так в Хакасии называют древние могильники, оставленные представителями правящей верхушки государства. Об этом свидетельствуют богатое оружие и конское снаряжение, с большим мастерством орнаментированные золотом. Особый интерес вызывают бронзовые рельефные накладки на луки седел – поистине замечательный образец художественной обработки бронзы.
В левой части витрины можно увидеть золотую и серебряную посуду – блюда и похожие на небольшие кувшинчики сосуды, найденные в Копенском чаатасе. Эти вещи были зарыты в специальном тайнике недалеко от погребения, разграбленного еще в древности. На серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда, каждый из которых был украшен аппликацией из просечного золота необычайно тонкой работы – настоящее произведение искусства, делающее честь кыргызским мастерам.
По обеим сторонам от витрины – каменные изваяния человеческих фигур с чашей в руках. Обычно их устанавливали на специальных поминальных местах – они играли важную роль в отправлении культа предков.
В конце V–VI в. появляется культура, которую отождествляют с древними славянами. Памятники ее занимают узкую полосу леса и лесостепи от верховьев Вислы до Среднего Днепра. В витрине 9 представлены вещи с поселения у села Корчак на реке Припяти. Древнеславянские поселки, обнесенные тыном, строились на мысах; они состояли из нескольких жилищ-полуземлянок. Железные ножи и серпы, льячки для разливки металла, шиферные пряслица, лепная глиняная посуда свидетельствуют о том, что славяне занимались земледелием и скотоводством, вели оседлый образ жизни, знали обработку железа и литейное дело. Именно глиняные горшки помогли установить этническую принадлежность этих памятников – они являются прототипом древнерусской керамики, сделанной на гончарном круге.
На территории Восточной Европы в раннем средневековье возникли три крупных государства: в конце VII – начале VIII в. на Нижней Волге, в Подонье, Приазовье и в степях Предкавказья образовался Хазарский каганат; в IX в. в Среднем Поволжье – Волжская Булгария; в это же время началось и формирование Древнерусского государства.
В левой части витрины 10 – золотая гривна и мелкие золотые бляшки, которые нашивали на тонкую ткань одежды, стеклянная чаша с изображением пира Диониса. Эти вещи найдены в богатых погребениях знати, культура которой испытала сильное влияние античных городов-колоний Северного Причерноморья. Подобные украшения получили широкое распространение во всей Европе благодаря германцам и аланам.
Ниже можно увидеть тяжелые бронзовые фибулы, броши, подвески с цветными эмалевыми вставками. Такие украшения, получившие название «варварской эмали», обычно связываются с балтами, миграции которых прослеживаются далеко на юг и восток – в Поднепровье, в Поочье и Москворечье.
На подиуме витрины – великолепный браслет дутого золота с крупными камнями. Это украшение – изделие византийских мастерских, изготовленное для варварской знати. В центральной части подиума наиболее значимым памятником является бронзовая статуэтка всадника из района Нижнего Дона. Он сидит в высоком жестком седле, ноги – в стременах. Жесткое седло появилось в Европе с нашествием гуннов, а стремена и сабля распространились вместе с кочевниками около VII в. В комплексе предметов вооружения и снаряжения кочевника в правой части витрины стремена и сабля выделяются особо. Эти памятники относятся к салтово-маяцкой культуре населения Хазарского каганата.
Вещи клада с Пастырского городища на Среднем Днепре (центральная часть витрины) – яркий пример культурного и этнического синтеза, который сопровождал Переселение народов. В составе клада можно увидеть вещи, характерные для местных иранских племен Северного Причерноморья: серебряные браслеты с расширяющимися концами, украшенными насечкой, или так называемые очковидные подвески, широко распространенные у здешних племен с древности; пальчатые фибулы, впервые появившиеся у германских племен. В сложении пастырской культуры, несомненно, приняли участие и кочевники-тюрки, наводнившие в середине I тыс. степи Восточной Европы.
Переселения и завоевания этого времени не обошли и горные районы – Кавказ и Крым. Чрезвычайное типологическое разнообразие памятников в витринах 11–12 отражает пестроту этнического состава населения этих регионов, где одновременно проживали местное население и пришлые племена, появлялись новые этнические образования. Так, в витрине 12 представлены памятники средневековых алан, сформировавшихся на основе иранских сарматских племен и части пришлых кочевников. Средневековые аланы сыграли выдающуюся роль в сложении культуры Хазарского каганата, выступившего на историческую арену в VIII в.
Официальный информационный партнер:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация