Железный век (I тыс. до н.э.)
Железный век (I тыс. до н.э. – IV в. н.э.) характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий труда и железного оружия. В отличие от меди, железо в составе болотной руды залегает почти повсеместно. Поэтому начало добычи и обработки железа способствовало быстрому развитию общества.
Зал №5 знакомит с культурами железного века. К этому же времени относятся первые письменные источники (в основном греческие), из которых можно узнать о племенах и народах, живших на территории нашей страны.
Витрины 1–4 представляют железный век лесной полосы восточноевропейской части страны. В простенке между входными арками – надгробная плита из ананьинского могильника VII–III вв. до н.э., раскопанного в Прикамье. Вещи из ананьинского могильника в основном представлены оружием – это топоры-кельты, наконечники копий и короткие мечи-акинаки, широко распространенные в эпоху железного века, а также женские украшения. В это время в ананьинской культуре наблюдается невиданный расцвет металлургии бронзы, но уже появляются и биметаллические предметы, изготовленные из бронзы и железа. Такова бронзовая рукоять кинжала с сохранившимися кусочками железного лезвия.
Уникальные памятники, происходящие с берегов Камы и Печоры, – две великолепные бронзовые секиры. Каждая из них украшена головой грифона – фантастического существа с головой хищной птицы и туловищем зверя, а обух представляет собой голову хищника.
В витрине 2 экспонируются древности Прикамья, относящиеся к следующей за ананьинской пьяноборской культуре. Они были найдены на месте для жертвоприношений, где обнаружено огромное количество костей животных, множество вырезанных из бронзовых пластин изображений хищных птиц, змей, животных, зачастую фантастических. На костище найдено 19 тыс. бус. Особое место среди этих вещей занимает фигурка барана, сделанная из железа и украшенная золотыми полосками. Первоначально железные предметы попадали в лесную полосу в виде импорта и представляли собой редкие образцы оружия или украшений.
Одними из первых, кто в лесной полосе начал получать железо из болотной руды и широко его применять, были дьяковские племена, обитавшие в Волго-Окском междуречье. Их древности представлены в витрине 4. Дьяковскую культуру отличают сосуды с сетчатой поверхностью, многочисленные «грузики» – глиняные и костяные конусовидные предметы, назначение которых не совсем ясно. Среди орудий земледельческого труда – фрагмент железного серпа (на центральном планшете). Обращает внимание обилие рыболовных и охотничьих орудий из кости. Уникальна роговая бляха с изображением фантастических существ.
Многочисленные костные остатки и представленная в витрине статуэтка лошади свидетельствуют о том, что дьяковское население занималось скотоводством, в том числе разведением коней.
Следующий раздел экспозиции зала (витрины 5–7, 17) посвящен железному веку Кавказа. Большая часть памятников относится к кобанской культуре. В витрине 6 выставлены ритон – сосуд для питья, сделанный в виде рога и украшенный изображением козла, бронзовые топоры, покрытые гравированными солярными знаками. Все они представляют собой прекрасные образцы бронзолитейного дела, которое у народов Кавказа достигает в это время наивысшего расцвета.
Особый интерес представляют бронзовые пряжки широких поясов воинов. Они украшены инкрустацией из кусочков железа. На территории России Кавказ был древнейшим районом, где люди стали добывать и использовать железо. Отсюда железная индустрия распространилась и в другие, в том числе и в отдаленные регионы.
Большой раздел (витрины 8, 13, 15, 16) посвящен железному веку Алтая и Минусинской котловины, где в это время формировались яркие и самобытные культуры. Возраст вещей из могильников Горного Алтая, Берель и Катанда (витрина 16) – 2,5 тыс. лет. В огромную яму были уложены жертвенные кони, богато украшенная сбруя и оружие. В витрине представлены фрагменты золотой фольги с рельефными изображениями и берестяной аппликацией, которыми обтягивались детали конской сбруи. Необычайно изящны фигурки деревянных коней; в специальные дырочки рядом с ушами вставлялись золотые оленьи рога. Так в едином образе соединились два главных божества многих народов Евразии, носители солнечного начала – конь и олень.
Последний раздел зала (витрины 9–15) рассказывает о кочевниках Великой Евразийской степи. В центре зала на специальном подиуме возвышаются «оленные камни». Это стелы, которые воздвигались рядом с местами захоронений или поминаний. В верхней части «оленных камней» изображался олень – божество, тесно связанное как с миром мертвых, так и с миром живых. На гранях «оленных камней» обычно изображали героизированных предков, их подвиги; сами камни символизировали мировую ось, вокруг которой было организовано мироздание.
В витринах – вещи из курганов Приаралья, Приуралья, степной и лесостепной полосы восточноевропейской части страны.
Особый интерес представляют древности скифов – самого известного кочевого народа железного века (витрины 9–10). В витрине 9 можно увидеть погребальный комплекс Старшей могилы – одного из богатых скифских курганов в Среднем Поднепровье VI–V вв. до н.э. Специфический набор вещей – своего рода «визитная карточка» скифской материальной культуры: оружие, конский убор и предметы, оформленные в «зверином стиле». Выделяются короткие мечи-акинаки – наиболее эффективное оружие конного воина, костяные псалии с завершением в виде голов и копыт травоядного животного. В центре витрины – золотые пластины с изображением пантеры, подобравшей лапы и в мощном прыжке настигающей козла. Когда-то эти бляхи украшали футляр для лука и стрел. «Звериный стиль» был характерен для обществ, в которых власть принадлежала военной элите. Скифская культура стала одним из ярких явлений в наследии кочевого мира Великой Евразийской степи.
В витринах 13, 8 представлены древности Минусинской котловины. Погребения тагарской культуры содержат изделия бронзового литья. Напротив, над витриной 8, – «Большая боярская писаница», копия наскального изображения. Хорошо видны жилища типа юрты, котлы – непременные спутники кочевой и полукочевой жизни населения степей и предгорий.
В первые века новой эры Минусинскую котловину населяли племена таштыкской культуры. В витрине 8 особое место занимают маски, специфическая принадлежность погребального культа таштыкцев. В настоящее время только в Историческом музее хранятся во фрагментах около 200 масок, целых собрано 55. Главная особенность этих масок – портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
Еще один уникальный памятник – одежда вождя, сшитая из дорогого меха и тонко выделанной кожи (витрина 15). Мех выкрашен в оранжевый и зеленый цвета. Кожаные пóлы первоначально были сплошь покрыты деревянными, обтянутыми золотой фольгой, бляшками. Одежда погребенного сверкала золотом; огромные плечи придавали массивность фигуре вождя; рукава, слишком узкие, чтобы в них просунуть руку, свисали по бокам наподобие крыльев. Два ряда пластин, идущих вдоль спины, напоминают хребет, а пластинки и полоски кожи на спине создают впечатление, будто она покрыта чешуей.
Один из самых знаменитых памятников кобанской культуры – Казбекский клад, найденный в XIX в. (витрина 17). Большую его часть составляют предметы культа: бронзовые фигурки бога плодородия на цепях; олени, символизирующие солнечное божество; множество бронзовых колокольчиков и бубенцов завершавших культовые жезлы, – замечательные произведения искусства северокавказских мастеров-литейщиков. В состав клада также входят дары, предназначенные богам, – серебряные чаши иранской работы, железное оружие и детали конской упряжи.
Официальный информационный партнер:
Подписка на рассылку
Вход
Регистрация