Праздничная одежда народов России

  Вплоть до середины XX столетия в России, в районах, отдаленных от промышленных центров, традиционный костюм составлял неотъемлемую часть праздничной этнической культуры. У ряда народов Сибири и Дальнего Востока он до настоящего времени сохраняет свое исконное значение. Сегодня традиционный костюм в большей степени осваивается как историческое и художественное наследие, живет в творчестве фольклорных коллективов, исследующих и сохраняющих песенную культуру и танец. В современной России с ее этническим и религиозным разнообразием населения наблюдается возрождение интереса к яркому и самобытному наследию народных культур, их многогранному взаимодействию и взаимовлиянию. 

  В 2016 году Исторический музей впервые в рамках отдельной выставки представил свою коллекцию традиционной праздничной одежды народов России, собранную за более чем столетнюю историю. Коллекция включает в себя первоклассные памятники конца XVIII–XX веков: русский традиционный наряд, принадлежавший жителям европейской части страны – от Крайнего Севера до южных губерний, от Смоленска до Пермского края; праздничные одежды народов Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Разнообразие праздничных костюмов - одежды, головных уборов, обуви - демонстрирует высочайший уровень мастерства, формировавшегося среди разных этнических культур, и неповторимое своеобразие этнического облика России, который сложился на протяжении столетий. Коллекция представлена видами русского костюма, характерными для ряда губерний Центральной полосы и южных губерний, а также костюмом народов Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа. Костюмные комплексы дополняют предметы, связанные с традиционным ткачеством и вышивкой – яркие памятники народного искусства XIX – начала XX веков. 

Посетить выставку




Женская одежда Европейской части России

В XVIII в. в России возникло и начало развиваться производство шелковых тканей. В декоре первых русских шелковых тканей прослеживаются европейские тенденции того времени. Во второй половине XVIII в. началось производство шелка, на орнаментальную стилистику которого оказало большое влияние народное искусство. Появились крупные цветочные формы, яркие и контрастные тона красок.

Одним из самых узнаваемых предметов женского костюма является сарафан.
Сарафан входил наряду с холщовой рубахой в состав женского крестьянского костюма преимущественно северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской части России, Сибири вплоть до 40-х гг. ХХ в. Выделяют четыре основных типа сарафана: глухой косоклинный,; косоклинный распашной, прямой и прямой «с лифом».
Кокошник — праздничный головной убор, отличавшиеся гармонией формы и роскошью убранства. Название происходит от древнеславянского слова «кокошь», которым называли курицу-наседку и петуха. Украшение головы, по мнению историков, отражало идею неба, поэтому часто в него включались символические изображения солнца, Мирового древа и птиц. Эти и другие образы были призваны оберегать молодых от напастей, способствовать прибавлению в семье и благополучию. Смысл таких изображений был аналогичен пожеланиям, высказанным во время свадьбы, где на невесту после венчания надевался кокошник. Богатство этого головного убора имело важное значение и в начале семейной жизни, ведь его полагалось носить до появления первого ребенка.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Экскурсии Медиапортал События и выставки