Собрание живописи отдела изобразительных материалов насчитывает около 6.000 произведений. Оно начинается уникальной коллекцией из шести парсун — самых ранних живописных портретов, выполненных в последней трети XVII века. Портретная Живопись XVIII века представлена работами таких известных русских художников как А. П. Антропов, И. П. Аргунов, М. Л. Колокольников, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий. К. Л. Христинек, В. А. Боровиковский и др., а также иностранных художников, работавших в России: И. П. Люддена, Франкарта, Ж. Л. Вуаля и др. Живописное собрание XIX века Исторического музея известно более всего первоклассной коллекцией работ московских художников, и прежде всего В. А. Тропинина, вместе с рисуночным архивом, составляющим уникальный мемориальный комплекс. Произведения знаменитых художников, таких как В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. А. Серов соединены в коллекции с работами редко встречающихся российских и иностранных художников, в том числе любителей – Э. А. Дмириева-Мамонова, И. Д. Каверина, И. К. Каневского, Ф. Кюнеля, Ж. Леполя и В. К. Штемберга. Актуальная в настоящее время тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение в портретах участников военных действий мастерской Дж. Доу, а также в знаменитой серии картин В. В. Верещагина "1812 год", переданной музею в дар императором Николаем II. Коллекция миниатюр Исторического музея насчитывает более 1700 предметов. В нее входят портреты XVIII – начала XX вв., выполненные в классической (кость, акварель, гуашь) и более редких техниках (эмаль на металле, масло на металле, акварель и гуашь на бумаге). Особую ценность представляют произведения ведущих отечественных и зарубежных мастеров миниатюры: Д. И.Евреинова, А. Ф. Г. Виоллье, П. Э. Строли, П. О. Росси, П. Э. Рокштуля, Д. Босси, М. М. Зацепина и др. Коллекция эгломизе (живопись тушью по золоченому стеклу) является гордостью Отдела изобразительных материалов и крупнейшей в России (около 200 предметов).
Наиболее широко жанр портрета представлен в графике – оригинальной и печатной. В собрании отдела находятся акварели и рисунки таких известных художников, как П. Ф. Соколов, В. И. Гау, К. П. и А. П. Брюлловы, К. К. Гампельн, А. И. Шарлемань, М. А. Зичи; пастели К. В. Барду, Д. Каффе и И. Г. Шмидта. Помимо портрета фонд оригинальной графики включает в себя и большое количество жанровых произведений, пейзажей и иллюстративной графики.
Особый раздел фонда составляют семейные альбомы XIX – начала XX века, выполненные как профессиональными художниками, так и любителями. В печатной графике жанр портрета представлен во всех видах печатной техники — гравюры, литографии, хромолитографии, цинкографии, фототипии, офсета. Наряду с портретом, коллекция графики Исторического музея включает в себя обширные материалы по истории России, отражающие практически все значительные события общественной и политической жизни страны на протяжении нескольких столетий. Сюда входит, прежде всего, уникальная коллекция гравюры Петровского времени, представленная прославленными именами первых петровских граверов – А. Шхонебека, П. Пикарта, братьев А. Ф. и И. Ф. Зубовых, а также одно из самых значительных в стране собрание гравюр и литографий, посвященное теме антинаполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года.
Особое место в собрании отдела занимают произведения изобразительного фольклора — русские лубочные картинки, главным образом XIX века, религиозный лубок, а также коллекция рисованных настенных картинок, созданных в северных старообрядческих монастырях. Фонд плаката Исторического музея является одним из наиболее ценных и полных собраний России.
Коллекция отечественного плаката охватывает широкий хронологический период – с середины XIX века до наших дней. В ней представлены плакаты, выполненные по рисункам выдающихся русских художников – К. А. Коровина, К. Сомова, В. М. и А. М. Васнецовых, К. С. Малевича, А. В. Лентулова и Л. О. Пастернака. Ценная часть собрания – политический плакат первых лет советской власти, когда в этом жанре работали М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский, В. Н. Дени и Н. М. Кочергин, а также коллекция отечественной и иностранной рекламы середины XIX — начала XX века, основу которой составило собрание А. П. Бахрушина.
Совершенно особое место в фонде отдела ИЗО занимают "Окна ТАСС" — изобразительная летопись Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, состоящая из более чем 1.000 оригиналов и трафаретов. Среди них есть работы, которые сохранились в единственном экземпляре. В "Окнах ТАСС" работали многие известные советские художники, такие как П. П. Соколов-Скаля, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, М. М. Черемных, Ю. И. Пименов, В. В. Лебедев и В. Н. Горяев.
Жанр портрета занимает значимое место и в коллекции скульптуры, которая насчитывает более 2500 музейных предметов XVIII-XX веков. Наиболее широко представлен скульптурный портрет, как в малых (барельефы, медальоны), так и в крупных (бюсты, статуи и статуэтки) формах. Среди наиболее знаковых произведений выделяются работы таких известных мастеров, как А. Канова, М.-А. Колло, Е. А. Лансере. Иконографический ряд состоит главным образом из изображений российских императоров и членов дома Романовых, а также выдающихся деятелей литературы и общественной мысли: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Т. Н. Грановского и других. Большое место в коллекции занимают предметы, тематические связанные с антинаполеоновскими войнами и Отечественной войной 1812 года.
Особое место в фонде занимают работы фотокорреспондентов, запечатлевшие события Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, таких как Я. И. Рюмкин, С. Н. Струнников, А. В. Устинов, Д. И. Чернов и другие. Проводимые в 1930-1980-х годах, сотрудниками Исторического музея историко-бытовые экспедиции позволили пополнить коллекцию фотографий XX века снимками по истории советских республик и различных регионов РСФСР, заводов и фабрик.
Уникальным является фонд авторских фотонегативов, охватывающий период с конца XIX века до настоящего времени. Среди них особую ценность представляют: коллекция негативов А. А.Губарева, члена комиссии "Старая Москва" при Московском археологическом обществе (около 5 000 предметов), запечатлевшего облик Москвы 1910–1920-х годов, и коллекция негативов по Великой Отечественной войне фотожурналиста О. А. Ландер (около 1500 предметов).
Фонд живописи и графики XX в. (имеются в виду 1920–1990-е годы) относительно невелик по своему объему, поскольку его активное формирование началось только в 1970-е годы. Он насчитывает всего около 10600 музейных предметов. В то же время в нашем собрании имеются работы (портрет и жанр) таких известных советских художников как Ф. И. Рерберг, Р. Р. Фальк, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, М. С. Сарьян и А. Т. Зверев. Гордостью нашего собрания является коллекция так называемых фронтовых рисунков, выполненных непосредственно на фронтах 1941–1945 годов художниками В. В. Богаткиным, Н. Н. Жуковым, Н. М. Лисогорским и многими другими. Тема Великой Отечественной войны в живописи представлена именами К. Ф. Юона, В. С. Пшеничникова и А. А. Дейнеки.
Собрание архитектурной графики насчитывает около 140000 музейных предметов. Оно включает в себя печатную и оригинальную графику, фотографии, живописные произведения и открытые письма с видами Москвы, Петербурга, русских городов, усадеб и монастырей. Формирование его коллекций началось еще в 1880-е годы, когда в Исторический музей были переданы из Императорского Археологического общества рисунки и акварели художника-архитектора Н. А. Мартынова с видами древних русских городов: Новгорода, Рязани и Смоленска, церквей и монастырей Подмосковья. С самого начала в основу собрания был положен тематический принцип. В настоящее время оно состоит из нескольких коллекций, среди которых самые значительные: иконография Москвы, иконография Петербурга, русский город, усадьба.
Уникальный корпус изобразительных материалов, связанных с русской усадьбой (около 3500 предметов), включает в себя оригинальные чертежи подмосковных дворцов, редкие акварельные виды и печатные изображения разрушенных в 1920-1930-е гг. имений центральной России. В состав этой тематической коллекции, единственной в музейном фонде РФ, так же входит множество фотографий, от первых известных снимков 1861 года до отпечатков, характеризующих состояние усадеб в советское время. Из иконографических коллекций фонда архитектурной графики наиболее значительна коллекция видов Москвы середины XVI – начала XX века, одна из самых полных и среди музейных собраний страны. В нее входят не только все известные гравированные и литографированные изображения города, но и большое количество авторской графики — акварели и рисунки известных московских, петербургских и иностранных художников, работавших в жанре городского пейзажа – от Ф. Я. Алексеева и М. Н. Воробьева до Н. Е. Маковского и А. М. Васнецова.
Особое место в собрании занимает коллекция архитектурной графики, то есть авторские чертежи российских зодчих, московских, петербургских и провинциальных, XVIII – начала XX века. Наиболее полно представлена первая половина XIX века именами таких архитекторов как М. Ф. Казаков, А. Н. Бакарев, А. Л. Витберг (неосуществленный проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах), О. И. Бове, Д. Жилярди, А. Ф. Григорьев, А. Н. Штакеншнейдер и К. А. Тон. Среди архитекторов второй половины XIX века пристальное внимание привлекают коллекции чертежей — В.О. Шервуда (автор проекта здания Исторического музея) и А. С. Каминского (в музее хранятся 12 альбомов с 595 чертежами, рисунками и фотографиями зданий, выстроенных по его проектам).
Особую ценность для истории отечественной и, прежде всего, московской архитектуры имеют хранящиеся в отделе изобразительных материалов уникальные рукописи 1920–1930-х годов с полным описанием церквей и монастырей Москвы известного историка–краеведа М. И. Александровского, проработавшего в отделе архитектурной графики более тридцати лет. Его печатные издания и рукописные труды по истории памятников московской архитектуры до сих пор имеют огромное значение для исследователей. Значительный личный архивный фонд М. И. Александровского имеется в отделе письменных источников Государственного исторического музея.