Отдел древнерусской живописи


Зав. отделом
Тел.: 8 (495) 698-19-15
 

Видео.jpg

Online5.jpg
Государственный Исторический музей обладает уникальным собранием древнерусской живописи, которое насчитывает более пяти тысяч памятников и продолжает пополняться. Это одно из крупнейших собраний иконописи в России. Первоклассными памятниками XIV - XVI вв., без которых невозможно всестороннее изучение русской иконописи, представлены все крупные иконописные центры и регионы России: Новгород, Псков, Москва, "Русский Север". Уникальна по своему составу и художественному уровню коллекция иконописи XVII - начала XX вв. Музей также обладает крупным и полным собранием византийской и поствизантийской иконописи (XIII-XIX вв.) в России. Коллекция прорисей составляет около 20000 образцов и является одной из наиболее представительных в нашей стране. Отдел древнерусской живописи принимает активное участие в российских и зарубежных выставках. В каталогах выставок опубликовано значительное число произведений из коллекции отдела.


История формирования коллекции

Коллекция икон Исторического музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время отдельные памятники из своих собраний подарили музею крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин. В дар музею поступили коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы. На протяжении ряда лет постоянными дарителями икон музею были коллекционеры Ф.М. Челышкин и И.А. Голышев. Несколько произведений преподнес музею генерал-губернатор Москвы, Почетный Председатель Российского исторического музея, великий князь Сергей Александрович.. Среди дарителей были известный иконописец и коллекционер О.С. Чириков, антиквар П.М. Иванов и многие другие. Дарителями икон были и сотрудники музея: князь Н.С. Щербатов, старшие хранители А. В. Орешников, В. Н. Щепкин, ученый секретарь музея И.М. Тарабрин. 
В 1893 году Сергей Александрович Романов подарил Историческому музею несколько Царских врат. Очень интересны Царские врата рубежа XVI‒XVII веков, не раз экспонировавшиеся на выставках музея. Врата подобного иконографического типа ‒ с Благовещением в навершии и образами святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого на створках ‒ для своего времени довольно редки, в XVI веке их вытесняет вариант с четырьмя евангелистами. В процессе реставрации находятся еще двое врат из великокняжеской коллекции. Состояние живописного слоя Царских врат XVI века оставляет желать лучшего, но сохранившиеся фрагменты позволяют связать их с московской художественной культурой второй половины столетия. Особенности художественного языка Царских врат XVII века характерны для искусства его первой половины. 

После Октябрьского переворота в собрании Исторического музея оказались иконы и другие предметы из коллекций, хранившихся в подмосковном имении Ильинское. Среди них ‒ икона "Архистратиг Михаил ‒ Грозных сил воевода", которая была создана ветковским иконописцем (Ветка - центр старообрядческой культуры, ныне территория Республики Беларусь) в конце XVIII ‒ начале XIX века, то есть в период расцвета иконописи в этом регионе. 
Основатель Исторического музея граф А.С. Уваров, послужив его созданию более 10 лет, ушел из жизни вскоре после открытия экспозиции для публики. Его вдова, почетный член управления Историческим музеем Прасковья Сергеевна Уварова, передала на хранение в музей иконы, предметы шитья и многое другое из собрания А.С. Уварова. 
Часть икон в результате межмузейных перемещений памятников в конце 1920-х ‒1930-е годы оказалась в Государственной Третьяковской галерее. В собрании отдела древнерусской живописи хранятся уникальные иконы из коллекции графа, в том числе редчайший для российских музеев образ "Липсанотека святителя Спиридона Тримифунтского", приобретенная в Неаполе, и многие другие. П.С. Уварова в каталоге собрания древностей писала, что ее супруг "задался целью собрать по возможности большее количество икон символических или тех, которые раскрывают нам тайник народной души, народных пониманий и поэтических воззрений на Божество, загробную жизнь, деяния Святых и пр.". А.С. Уваров создал специальный альбом, посвященный иконографии Богородицы, в котором им были собраны гравюры и прориси. Среди прорисей из собрания А.С. Уварова есть настоящие шедевры графического искусства. Часть этой коллекции была куплена музеем у Прасковьи Алексеевны, дочери А.С. Уварова. 
В 1909 году, после смерти Ивана Егоровича Забелина, товарища председателя музея, его дочь передала в дар музею домашние иконы ученого ‒ "на общественную пользу". Кроме того, музею был оставлен и солидный капитал на приобретение произведений русской старины. В ежегодных отчетах музея регулярно отмечалось приобретение экспонатов, в том числе и икон, в счет этого капитала. В коллекции икон Забелина обращают на себя внимание несколько семейных реликвий: образ "Господа Вседержителя" (около середины XIX века) ‒ благословение А.Ф. Забелиной, матери ученого, икона Богоматери "Трех радостей", к которой привешено несколько образков, нательных крестов, и женское обручальное серебряное позолоченное колечко, принадлежавшее, видимо, супруге Ивана Егоровича Марии Петровне. Возможно, это венчальный образ или благословение ее родителей. Особое место в этой коллекции занимает икона "Благоверные князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб, Владимирские чудотворцы", которую И.Е. Забелин получил в дар от священноначалия Владимирской епархии по случаю завершения реставрационных работ в Успенском соборе. Забелин возглавлял комиссию Московского Археологического общества, неоднократно бывал в этом древнем городе, наблюдая за ходом работ по реставрации фресок. На обороте иконы имеется надпись: "Благословение Владимирского архиепископа Феогноста во Владимире, в соборе, после молебна с амвона 4 ноября 1884 г. за труды при восстановлении древней стенописи собора Ивану Егоровичу Забелину". Большого внимания заслуживает огромная (более 3000 листов) коллекция иконных образцов, или прорисей, собранная И.Е. Забелиным. Здесь есть прориси, происходящие из семьи известных иконописцев Сапожниковых, много подписных и датированных листов, а также ранних образцов. Едва ли не первыми иконными образцами в собрании Исторического музея стала коллекция прорисей, поступившая в 1890 году в дар от уральского иконописца Н.Т. Филатова. В этом обширном собрании есть немало подписных листов известных невьянских мастеров Большой вклад в коллекцию древнерусской живописи Исторического музея внес П.И. Щукин, московский купец и коллекционер. В щукинском собрании отдела древнерусской живописи много редких, а также подписных и датированных икон. Коллекционированию таких икон П.И. Щукин уделял особое внимание, понимая их значение для изучения русского искусства (в подавляющем большинстве произведения были анонимными и недатированными). Один из выдающихся образцов этой коллекции ‒ уникальная по иконографии "Донская икона Богоматери с предстоящими преподобными Антонием Великим и Антонием Печерским в окружении сюжетов из Киево-Печерского патерика", исполненная неизвестным царским изографом. В 1920-х гг. в Исторический музей поступили памятники древнерусского искусства из национализированных частных коллекций Е.Е. Егорова, Н.М. Постникова, С.П. Рябушинского, П.П. Шибанова, Л.К. и Л.Л. Зубаловых, Г. К. Рахманова и многих других известных коллекционеров. В собрании оказались иконы из многочисленных закрытых церквей и монастырей, из соборов и монастырей Московского Кремля, Оружейной палаты, Патриаршей ризницы, Мироваренной палаты, Синода; из ряда музеев - Румянцевского, Строгановского, I-го Пролетарского, Археологического кабинета МГУ, Музея истории религии и многих других. 
Значительная часть коллекций П.И. Севастьянова, переданная им в Московскому публичному и Румянцевскому музеям, была отдана в Исторический музей. В том числе значительное число византийских и поствизантийских икон высочайшего художенственного уровня. Среди них константинопольская мозаичная иконка "Спас Эммануил" конца XIII ‒ начала XIV века, памятник византийского искусства "Иоанн Предтеча в молении" второй половины XIV в. В 1926 году в Исторический музей, через Государственный музейный фонд, поступили первоклассные произведения иконописи из собрания Л.К. Зубалова. Среди них – такие шедевры, как новгородские иконы архангелов из деисусного чина конца XV века 
С трагическими обстоятельствами связано поступление в государственный музей собрания Е.Е. Егорова. Он прославился как собиратель икон, рукописей, старопечатных книг, мелкой пластики. В декабре 1917 года Е.Е. Егоров был убит, и его коллекция икон (более 1000 предметов) влилась в собрание Исторического музея. В Исторический музей поступила часть коллекций икон из собраний С.П. Рябушинского и А.В. Морозова. А.В. Морозов собрал внушительную коллекцию предметов русской старины, но после Октябрьской революции это собрание ждала страшная участь. Его дом был захвачен латышскими анархистами, которые уничтожили коллекцию тканей и архив, истребили немало фарфора, растащили коллекцию табакерок. После освобождения дома началась подготовка к национализации имущества. Бывший владелец в своем собственном доме занимался хранением и описанием коллекций. В 1926 году произведения иконописи из собрания А.В. Морозова поступили в Исторический музей в Отделение религиозного быта, в их числе был комплекс псковских икон-таблеток начала XVI века. 
В 20-е г. XX столетия ГИМ стал обладателем одного из крупнейших собраний церковного искусства, которое насчитывало около 34 тысяч единиц хранения. В его состав входили иконы, церковная утварь, предметы лицевого и орнаментального шитья, литье, резьба по дереву, камню и кости. Среди древнерусских икон оказались такие всемирно известные шедевры как: "Богоматерь Владимирская" XII в., "Устюжское Благовещение" XII в., "Богоматерь Донская" ХIV в., "Троица Ветхозаветная" кисти прославленного иконописца Андрея Рублева и его "Деисусный чин" из Звенигорода (все в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее), "Ангел Златые власы" XII в. (в Государственном Русском музее). 
В 1921 г. коллекция памятников древнерусской живописи вошла в "Отделение религиозного быта", которое просуществовало до 1929 г. Его заведующим был Александр Иванович Анисимов (1877-1937), крупный ученый, организатор охраны и реставрации памятников древнерусского искусства. Сотрудниками отдела в это время были: Е.И. Силин - консультант по всем вопросам, О.Н. Бубнова - помощник хранителя отдела, специалист по литью, Е.П. Муратова - по древнерусскому шитью, М.В. Будылина-Кафка - по церковной утвари, Т.А. Сидорова – по резьбе по дереву, камню и кости. Реставратором по темперной живописи был Е.И. Брягин. В 1929 г. отдел религиозного быта был закрыт. Заведующий отделом А.И. Анисимов и все сотрудники, за исключением О.Н. Бубновой, были уволены. В 1930 г. А.И. Анисимов был арестован, осужден на 10 лет лагерей и в 1937 г. расстрелян. 
В 1930-х гг., после уничтожения отдела религиозного быта, более 400 первоклассных памятников древнерусской живописи XII - XVII вв. были переданы в Государственную Третьяковскую галерею, став костяком собрания древнерусской живописи этого музея. Многие иконы были переданы в Антиквариат, Госторг, Гохран, Торгсин для продажи за границу. С 1940 г. хранителем фонда древнерусской живописи в Отделе бытовой иллюстрации стала Екатерина Сергеевна Овчинникова (1904-1985), внесшая огромный вклад в изучение древнерусского искусства. В 1956 г. фондовая группа хранения икон стала самостоятельным "Отделом Древнерусской Живописи", который возглавляла Е.С. Овчинникова до 1976 г. В 1978 г. Отдел древнерусской живописи стал фондовой группой в Отделе изобразительного материала. С 1999 г. Отдел вновь обрел самостоятельность.

Расскажите друзьям о музее:

Распечатать страницу

Экскурсии Медиапортал События и выставки